Центробанк японии. Банки японии

Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.

До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии.

Уставный капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

Основные задачи банка заключаются в регулировании:

    денежного обращения;

    курса национальной денежной единицы - иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;

    кредитной системы, поддержании её стабильности.

С 1957 года в Японии действует система обязательного резервирования, в соответствие с которой кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определённую сумму резервных депозитов. Поддержание ликвидности в национальной банковской системе обеспечивается рефинансированием со стороны Банка Японии. Посредством использования системы рефинансирования и регулирования процентных ставок Банк Японии контролирует финансовую систему страны.

В отличие от ЦБ Германии и резервных банков США Банк Японии длительное время занимал ярко выраженное подчинённое положение по отношению к Министерству финансов. И это не случайно, так как закон, определяющий местоположение банка в государственной иерархии был принят через год после разразившейся в 1941 году войны на Тихом океане. За прошедшие более полувека Банк Японии неоднократно пытался получить больше независимости от правительства и, в частности, Министерства финансов, однако вплоть до 1997 года это не находило правительственного отклика. Главенствующее положение Министерства над Центробанком наглядно иллюстрируется тем, что министр финансов был вправе самостоятельно изменять подзаконные акты банка, если это, по его, мнению, требовалось для надлежащего выполнения Центробанком стоящих перед ним задач. Однако на практике разногласия между Министерством финансов обычно решались в рабочем, порядке, чему также способствовало и представительство правительства в Политическом совете Банка Японии.

Финансовая деятельность Центробанка как учреждения была жестко регламентирована правительством. Банк Японии был одним из немногих центральных банков, которые не наделены бюджетной автономией. Он производил расходы в пределах сметы, составленной в соответствии с предписаниями министра финансов и утверждаемой им.

Зависимость банка проявлялась и в действовавшем порядке назначения руководящих лиц: управляющего и его первого заместителя - кабинетом министров сроком на 5 лет, а голосующих членов Политического совета - правительством с согласия обеих палат парламента сроком на 4 года (при невозможности освобождения от этой должности без собственного согласия, за исключением чрезвычайных обстоятельств). Управляющий и его первый заместитель могли быть смещены кабинетом министров, а остальные высшие должностные лица - просто министром финансов, если они допустили нарушение законов, неподчинение распоряжениям министра или даже если это необходимо для выполнения задач, стоящих перед Банком Японии.

Внутренний аудит Банка Японии проводился старшими должностными лицами банка. Внешний надзор за деятельностью банка и соблюдением сметы осуществлялся правительством через назначенного министром финансов контролера Банка Японии из числа высокопоставленных чиновников Минфина. Министр финансов мог также потребовать от ЦБ отчет о его операциях и собственности, проверить состояние дел Банка, обязать в приказном порядке принять меры, которые министр посчитает нужными, исходя из своих надзорных функций.

Вместе с тем для конца 80-х и 90-х годов характерна общемировая тенденция расширения независимости центральных банков. Поэтому сложившееся чрезмерно подчинённое положение Банка Японии стало предметом серьёзного обсуждения. Закон 1942 года не оставлял ЦБ никакой автономии в области денежно-кредитной политики, находящейся под прямым контролем Минфина. Поэтому лучшим аргументом в пользу получения Банком Японии большей независимости стало все ухудшающееся положение с государственными финансами. В 1996 году соотношение внутреннего долга к ВВП Японии приблизилось к 95% по сравнению с 63% в 1991 году. В 1997 году группа советников премьер-министра страны под влиянием общемировой тенденции наделения центральных банков большей независимостью предложила пересмотреть более чем полувековой давности закон о Центробанке. Правительству было рекомендовано отказаться от права давать ЦБ указания по некоторым текущим операциям. Также было предложено лишить правительство права увольнять руководителей Центробанка старшего звена, включая управляющего, в случае расхождения их взглядов с мнением правительства.

Кроме того, был вынесен на рассмотрение вопрос о передаче Банку Японии от Минфина более широких полномочий в области надзора за деятельностью банков, которые были распределены между Банком Японии и Минфином в ущерб первому. В отличие от Минфина ЦБ не мог предписать что-либо банкам; он мог их только попросить. Сторонники предоставления более широких полномочий ЦБ обосновывали своё предложение тем, что Банк Японии лучше справится с обязанностями надзора, чем Минфин, поскольку будет меньше вмешиваться в рутинную работу банков и меньше склонен спасать неплатёжеспособные банки, если ситуация не угрожает системным кризисом. Результатом такого всестороннего давления стала разработка и принятие нового Закона о Банке Японии, значительно укрепившего его независимость по отношению к Минфину.

Банк Японии возглавляется управляющим. Как правило, он же избирается и председателем Политического совета банка, который является его высшим руководящим органом. Кроме управляющего в Совет до 1 апреля 1998 года входили назначаемые правительством на срок до 4 лет четыре голосующих члена (представляющие местные, общенациональные, промышленно-торговые и сельскохозяйственные банки) и 2 неголосующих члена (представители Министерства финансов и Агентства экономического планирования). Согласно новому Закону о Банке Японии число членов Политического совета увеличено с 7 до 9. Наряду с управляющим ЦБ и двумя его заместителями ими стали ещё шесть не работающих в Банке Японии высококвалифицированных экспертов в различных областях. Члены правительства отныне не входят в Политический совет ЦБ, однако могут принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

К функциям Политического совета относятся решение раз личного рода вопросов деятельности Банка Японии, а также регулирование денежного обращения и кредитной системы, прерогатива изменения уровня процентной ставки и по вопросам долговых обязательств, продающихся на открытом рынке. Однако на практике Политсовет задаёт только общие параметры таких операций (т.е. классы облигаций и казначейских векселей, категории допущенных финансовых учреждений, методы установления процентных ставок) и передаёт полномочия Департаменту кредита и управления рынком Банка Японии по оперативному управлению рынком (выбор инструментов, процентных ставок и сроков).

Наиболее сильный инструмент денежно-кредитной политики - резервные требования не могут быть изменены лишь решением руководящих органов банка, а требуют предварительного одобрения министра финансов страны, и факт изменения, прежде чем вступить в силу, должен быть опубликован в правительственном вестнике.

В связи с вступлением в силу нового закона Банк Японии изменил с 1 января 1998 года порядок работы Политсовета. Регулярные заседания Совета и публикация их протоколов признаны решающим фактором увеличения прозрачности и укрепления доверия к политике ЦБ. Теперь заседания Совета по вопросам денежно-кредитной политики проходят 10-го и 25-го числа каждого месяца с рассмотрением основных операций ЦБ на открытом рынке, изменений базисных процентных ставок и нормативов минимальных резервных требований. Все решения Совета публикуются сразу после заседания.

Через два дня после первого в месяце заседания выходит «Ежемесячный доклад об экономическом и финансовом положении». Через месяц после каждого заседания публикуется сокращенный вариант протокола, а ещё через некоторое время - полный текст. Дважды в неделю также проводятся заседания Совета директоров по другим вопросам, например состояния финансовой системы, платёжного оборота, организации работы центрального банка.

Главным рабочим коллегиальным органом банка является исполнительный комитет, возглавляемый также управляющим. В него входят первый заместитель и заместитель управляющего по внешним сношениям и как минимум три исполнительных директорий Исполнительный комитет собирается практически каждый рабочий день и обсуждает проекты важнейших решений, подготавливаемых в департаментах Банка Японии

В необходимых случаях для решения конкретных вопросов на совещания приглашаются руководители департаментов и других структурных подразделений банка. Информация об обсуждаемых вопросах, высказанных точках зрения и принятых резолюциях является конфиденциальной и в прессе не опубликовывается. По существу, именно на заседаниях исполнительного комитета принимаются оперативные решения, связанные с изменениями финансовой ситуации в краткосрочных масштабах.

Деятельность Банка Японии в области денежно-кредитной политики регулярно обсуждается в парламенте. Как правило, управляющий выступает перед парламентом по десять раз в год, но в сложные периоды и чаще (например, в 1986 году - 32 раза).

С 1985 года Банк Японии публикует ежеквартальный экономический вестник, в котором анализируется состояние денежно-кредитной сферы, делаются прогнозы, объясняется ориентация политики Банка. Политический совет через министра финансов представляет в парламент годовой отчет, где дается оценка финансового положения финансовых учреждений, сообщается об изменениях в надзорной политике банка, комментируется политика Банка.

Взаимодействие Банка Японии и правительства по вопросам финансирования последнего заключается в возможности гарантирования краткосрочных казначейских векселей, которые не выставляются на публичную продажу, имеют процентную ставку ниже учетной ставки Центробанка и, следовательно, не пользуются спросом. Кроме того, Банк Японии может гарантировать в пределах, установленных парламентом, правительственные займы, выпускаемые с целью рефинансирования погашаемых государственных облигаций, приобретенных у частного сектора. Предоставление Банком Японии долгосрочных кредитов правительству запрещено Законом о финансах.

Как уже упоминалось, банковская система Японии начала активно развиваться в последней трети XIX века, когда богатыми торговцами было основано несколько частных национальных банков, созданных по типу имеющих федеральный статус американских банков. В конце XIX века были созданы правительственные банки, такие, как «Обменный банк» в Иокогаме, который доминировал в финансировании внешней торговли, и Японский ипотечный банк по модели французского банка Credit foncier.

С конца XIX века уже можно было чётко разделить частные банки на крупные и мелкие. Крупные банки, почти все общенациональные, основывались в больших городах, откуда их название «city banks»; они широко финансировали промышленное развитие Японии и служили фискальными агентами для правительства, что укрепляло их позиции. Напротив, мелкие банки, которые должны были стать «региональными банками», специализировались на финансировании мелких ремесленных и сельских предприятий, с 1900 года их основными конкурентами стали кредитные кооперативы. В 1895 году было отменено правило, введённое в качестве меры предосторожности, об ограничении его риска в отношении одного клиента 10% капитала банка. Это позволило крупным банкам, распространив степень банковского риска на некоторые крупные предприятия, внести свой вклад в создание промышленно-финансовых гигантов, называемых Дзайбацу.

После поражения во второй мировой войне японская банковская система восстанавливалась почти полностью по американскому образцу с высоким уровнем специализации. Действительно, в связи с большой бережливостью японцев, которая характерна и для нашего времени, весьма высокой была необходимость внешнего финансирования японских предприятий, имеющих низкую способность к самофинансированию. Японское правительство, следуя традициям американцев-победителей, которые, естественно, навязывали специализацию в банковской области, предпочло осуществить в приказном порядке «дренаж» их возможностей по самофинансированию через систему специализированных каналов.

В настоящее время кредитную систему Японии можно рассматривать как сложившуюся и включающую в себя две основные группы учреждений - коммерческие банки и прочие финансовые компании. Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом:

1.Городские банки . Эти 11 частных банков играют ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков.

По операциям городских банков за рубежом лидирует «Бэнк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

В апреле 1982 года вступил в силу новый банковский закон, который отменил действовавший до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки получили прямой доступ к торговле ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализирующихся на торговле ценными бумагами брокерских фирм. Таким образом, был начат процесс универсализации городских банков Японии.

В настоящее время городские банки завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

Эти банки также стараются максимально привлекать сбережения частных лиц, существующие в очень больших размерах в Японии в виде срочных депозитов, так как эти сбережения на протяжении длительного периода времени являются формой накопления в целях обеспечения при выходе на пенсию. Но на этом рынке привлечённых депозитов коммерческие банки находятся не в самом привилегированном положении. С одной стороны, их основным конкурентом в этой области является сеть почтовых учреждений, которым японцы традиционно отдают предпочтение при размещении своих финансовых сбережений и у которых имеются налоговые льготы. Также большие льготы, чем у городских банков, имеют трастовые банки. С другой стороны, городские банки не участвуют в управлении фондами страхования жизни. И наконец, в силу своей специализации городские банки не могут сами управлять портфелем ценных бумаг частных лиц.

2.Региональные банки. 64 региональных банка функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органон местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков.

3.Три банка долгосрочного кредитования, которые были учреждены в. 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

4.Траст-банки. Первоначально создавались для управления имуществом, но после второй мировой войны получили банковские функции. Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.

5.Иностранные банки. На местном рынке среди иностранных банков доминируют банки США и Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

До конца 60-х годов денежный рынок страны был открыт лишь для избранных иностранных банков, получивших «прописку» еще до второй мировой войны или в первые послевоенные годы. Первые отделения иностранных банков были открыты еще на рубеже столетия - «Гонконг энд Шанхай бэнкинг корп.» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред бэнк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Большая часть «старых» банков обосновалась в Японии в период оккупации страны войсками США, до подписания в 1952 году. Сан-Францисского мирного договора. Это были так называемые банки, вносящие существенный вклад в национальную экономику. После этого вплоть до осени 1970 года климат для открытия новых отделений иностранных банков в Японии был неблагоприятным: перед иностранными банками устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. Такая политика властей определялась нежеланием увеличения числа иностранных банков, а также господствующей точкой зрения, что страна «переполнена банками». Последнее касалось и японских банков.

В 1970 году было пересмотрено отношение к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе Японии. Это было связано со следующими факторами:

    Крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за рубежом, следуя за динамично развивающимся промышленным сектором. Вместе с тем открытие их отделений за границей при отсутствии взаимности в данном вопросе оказалось крайне затруднено.

    Высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки.

    Необходимость улучшения экономических отношений с США, ухудшихся в результате торговых войн.

    Стремление ведущих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

Согласно условиям либерализации, для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Число отделений иностранных банков стало быстро расти.

Сейчас японское законодательство не делает различия между иностранными и японскими банками: те и другие наделены равными правами. Национальная специфика этого законодательства, непривычная для иностранцев, заключается в том, что оно устанавливало до 1992 года строгое разграничение между коммерческими банковскими операциями и операциями с ценными бумагами и запрещало совмещать эти два вида деятельности в одном кредитном учреждении. Поправки к банковскому закону, принятые в 1992 году, ослабили жёсткость этого требования и открыли путь к универсализации банков.

Для западного банкира с его предпринимательской философией, сориентированной на получение максимальной прибыли, не всегда понятен смысл предпринимательской стратегии японцев, ставящей во главу угла захват как можно большей доли рынка и увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономического мышления западные банкиры оказываются в Японии зачастую в проигрыше. Другая трудность для иностранцев заключается в доминирующем положении в экономике Японии замкнутых промышленно-финансовых группировок, в центре которых стоят крупнейшие банки, прежде всего так называемые сити-банки. В этих группировках самым тесным образом переплетены финансовые интересы и личные отношения, покоящиеся на многовековом фундаменте японских морально-этических традиций. Каждый из участников группировки всегда может рассчитывать на помощь со стороны других её членов, в том числе и ведущего банка. Обращение за кредитом вне рамок группировки - явление достаточно редкое, и наблюдается оно лишь тогда, когда «свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получение кредита со стороны происходит с ведома и согласия «своего» банка. Ещё одной непривычной для Запада особенностью японской банковской системы является дотошный надзор со стороны Минфина и ЦБ, который может распространяться и на текущие операции. Все крупные финансовые сделки необходимо согласовывать с вышестоящими властями. Из этого правила не делается исключения и для иностранных банков, которые обязаны регулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности. В свою очередь, банки информируются о тенденциях на финансовом рынке.

В 1994 году 88 иностранных банков имели в Японии 143 филиала, на долю которых приходился 1% кредитного рынка страны. Их основная деятельность заключалась в обслуживании внешнеторговых операций и финансировании инвестиций в иностранной валюте. До начала 80-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте являлось исключительной привилегией иностранных банков, что обеспечивало им независимое от местных конкурентов поле деятельности.

Смысл своего присутствия в Японии иностранные банки объясняют не столько стремлением получать прибыль от текущих операций, сколько желанием иметь опорные пункты на одном из крупнейших финансовых рынков мира в рамках своей глобальной стратегии. Часть банков сосредоточивает внимание на межбанков­ских операциях и занимается арбитражными сделками на международных процентных и валютных рынках. Другие иностранные банки направляют основные усилия на обслуживание юридических лиц. В области межбанковских операций ведущее положение занимают американские банки, обслуживание юридических лиц рассматривается ими как второстепенное направление. Европейские и азиатские банки уделяют больше внимания местной клиентуре, той её части, деловая активность которой носит международный характер. Этим клиентам предоставляются соответствующие услуги за пределами Японии. Эти же банки обслуживают национальные фирмы, имеющие интересы в Японии. К традиционным занятиям зарубежных банков относится торговля иностранной валютой. Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски в области внешней торговли. Они находят широкое применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.

Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые опера­ции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

К прочим финансовым компаниям, осуществляющим банков­ские функции, относятся:

Государственные спецбанки (Экспортно-импортный банк Япо­нии и Японский банк развития) и государственные финансовые корпорации. Отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

Экспортно-импортный банк был основан в 1950 году. Первоначальной его функцией было финансирование только экспорта и импорта. Однако затем он стал всё больше финансировать экспорт оборудования и техническую помощь, а также гарантировать различные финансовые обязательства во внешней торговле. Национальные предприниматели получают от банка кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций. Иностранным партнёрам предоставля­ются импортные межбанковские и государственные кредиты.

Японский банк развития был организован в 1951 году. Он выдаёт долгосрочные кредиты исключительно для выравнивания структуры промышленности. После второй мировой войны при реорганизации крупного японского капитала Японский банк развития играл ведущую роль. Как государственный банк он принимает активное участие в государственно-монополистическом регулировании. Кредиты, частично получаемые от Международного банка реконструкции и развития, им направляются исключительно крупнейшим фирмам и прежде всего судостроительным и энергетическим.

Банк Японии (Bank of Japan, BoJ) – это Центральный банк Японии , созданный для регуляции валютного курса иены, а также проведения и контроля за монетарной и финансовой политикой страны.

Японская банковская система была образована в 1873 году на основании «Закона о национальных банках» по аналогии с подобным законом, который был принят в США в 1863 году. К 1870 году в банковскую систему Японии входило более 150 банков.

Стремительный рост банков и отсутствие контроля над эмиссией стали причиной высокого уровня . С целью избежать кризиса в экономике в 1882 году был учрежден Банк Японии.

Структура и задачи Банка Японии

Функции высшего органа управления Банка Японии возложены на Комитет по определению политики, который ведет свою историю с 1949 года. Исключительной прерогативой Комитета является определение уровня учетной ставки, ставки ссудного процента, установление и внесение изменений в перечень векселей, условий кредитования и других ключевых вопросов в рамках деятельности банка.

Комитет по определению политики состоит из семи человек. Во главе стоит президент Банка Японии. По одному представителю от Министерства финансов и Управления экономического правительства, которые не обладают правом голоса. В голосовании принимают участие глава Банка Японии и четыре других члена Комитета, которые назначаются из числа самых влиятельных представителей деловых кругов Японии, одобряются парламентом и утверждаются кабинетом министров.

Реальная политика регулятора формируется на заседаниях Совета управляющих, которые проходят ежедневно. В Совет управляющих входят президент и вице-президент Банка Японии, которые назначаются Кабмином на пять лет и семь управляющих, которых назначает министр финансов на основании представления главы Банка Японии. Срок их полномочий составляет четыре года. Шестеро из этих управляющих являются кадровыми сотрудниками банка, седьмой член Совета является представителем Министерства финансов.

Журнал сайт отмечает, что Банк Японии является акционерной компанией, 55% акций которой принадлежат японскому правительству, а 45% находятся в собственности финансовых институтов, страховых компаний и частных акционеров.

В компетенции Банка Японии решение трех основных задач. Первая задача – формирование курса , посредством изменения объемов денежной массы, находящейся в обращении, а также стабильность стоимости иены как внутри, так и за пределами страны. Второй задачей является влияние на денежное обращение посредством установления размера процентной ставки и некоторых других мер. И, наконец, третьей задачей является поддержка кредитной системы.

Здание Банка Японии, Токио

Центральный банк Японии против Минфина

Ни для кого не секрет, что в любом государстве Центробанки вынуждены противостоять постоянному давлению политиков всех мастей и рангов, которые пытаются извлечь выгоду, используя финансовую систему государства.

Очень сложные отношения в этом плане до недавнего времени были у Банка Японии с Министерством финансов. Согласно «Закону о Банке Японии», его деятельность направлена на «исключительно выполнение задач, преследующих государственные цели», а служащие банка приравнены к государственным служащим. В соответствии с тем же законом, глава Минфина обладает правом контроля деятельности Банка Японии, а также в его компетенции отдавать руководству регулятора распоряжения административного характера. Министр финансов также назначает администратора, который выполняет функции надзора за деятельностью Банка Японии. Без разрешения Министерства финансов Банк Японии не имеет права учреждать дополнительные филиалы, совершать сделки с финансово-кредитными организациями других государств, утверждать статьи годового бюджета и ряд других вопросов.

В истории Банка Японии достаточно примеров того, как, несмотря на сильнейшее давление со стороны влиятельных политиков и государственных структур, президенты Банка Японии придерживались тех методов сохранения ценовой стабильности, которые считали единственно верными. Естественно, все это было результатом не только абсолютной уверенности в своих действиях, а высокого уровня профессионализма глав регулятора и годами выработанного правила: «Регулирование денежного обращения – исключительная прерогатива Банка Японии».

Глава Банка Японии Харухико Курода

Последним из таких глав можно назвать Масааки Сиракаву, который занимал пост Банка Японии с 2008 по 2013 год и известен своим противостоянием политике правительства премьер-министра Синдзо Абэ. Преемник Сиракавы Харухико Курода, являющийся ставленником Синдзо Абэ, на данный момент определяет политику регулятора в русле и полном соответствии с указаниями правительства.

На сайте журнала сайт вы можете ознакомиться с сразу после их выхода.

Полезные ссылки о Банке Японии
  • Официальный сайт Банка Японии :

В Японии, как и в большинстве государств Европы (Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Австрия, Великобритания, Испания, Германия, Греция, Болгария, Италия, Польша, Швейцария) и Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Иран, Китай, Австралия, Израиль, Индия, Таиланд, Сингапур, Вьетнам), существует один центральный банк и определенное количество региональных банков.

Bank of Japan - национальный банк Японии, был основан в 1882 году. В 1885 году начал выпуск банкнот, которые можно было обменять на серебро. С 1897 года страна перешла золотые монеты и иены, эмитирующие банком, получили статус законного платежного средства на территории Японии. С 1942 года банк подконтролен правительству страны, а японский Министр финансов вправе автономно изменять подзаконные акты национального банка. И только с 1998 года национальный банк Японии обрел независимость от Министерства финансов.

Центральный японский банк является акционерной компанией, в которой 55% активов находится в распоряжении у Правительства, остальные 45% - у финансовых институтов, страховых компаний и иных частных акционеров. Процент от дивидендов для акционеров составляет 4%, а иногда увеличен до 5% - в случаях получения банком значительной прибыли. Основную часть прибыли банк отдает в казну государственного бюджета.

В функциональные обязанности банка входит: эмиссия денег, исполнение денежно-кредитного регулирования, реализация взаиморасчетов между коммерческими банками, контроль и проведение операций на рынке государственных ценных бумаг, участие в международной деятельности страны, а также осуществление экономических и теоретических исследований.

Mitsubishi UFJ Financial Group - наиболее крупная японская и мировая банковская группа, общие активы которой составляют 204 трлн. иен. Среди японских банков имеет наиболее развитую сеть иностранных филиалов и представительств. MUFG осуществляет свою деятельность приблизительно в 50 странах во всем мире. MUFG предоставляет огромный спектр финансовых услуг: обслуживание коммерческих и розничных клиентов, доверительное управление активами клиентов, операции на рынке ценных бумаг, выдача кредитных карт, лизинг, потребительское кредитование и многое другое.

Финансовая группа образовалась в октябре 2005 года, вследствие слияния японских конгломератов - Mitsubishi Tokyo Financial Group и UFJ Holdings. Акции банковской группы торгуются на мировых фондовых биржах (ММВБ, РТС, SP 500) Нью-Йорка, Пекина и Токио.

Mitsubishi UFJ Financial Group включает в себя пять японских компаний, а также американскую финансовую холдинговую компанию UnionBanCal Corporation.

Sumitomo Mitsui Financial Group - основана в 2001 году, в результате слияния Sakura Bank и Sumitomo Bank. Одна из важнейших финансовых групп страны, выступает как холдинговая компания для второго японского банка по капитализации - Sumitomo Mitsui Banking. SMFG занимается розничными, корпоративными и инвестиционными операциями, финансовыми операциями с ценными бумагами, управлением активов клиентов, кредитование физических и юридических лиц. Банк имеет сеть филиалов, которая состоит из 450 региональных отделений и 20 иностранных. Sumitomo Mitsui Financial Group включает в себя как национальные подразделения (The Japan Research Institute, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, SMBC Friend Securities, SMBC Leasing Company), так и калифорнийское - Manufacturers Bank.

Mizuho Financial Group занимает третью позицию среди банковских финансовых групп Японии, уступая место лишь Mitsubishi UFJ Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group. MHFG состоит из двух подразделений - Mizuho Bank и Mizuho Corporate Bank.

Деятельность финансовой группы берет свое начало в 1999 году, после слияния Dai-Ichi Kangyo Bank с Fuji Bank и Industrial Bank of Japan.

Mizuho стал первым японским банком, активы которого составили один триллион долларов - и это отобразилось на его названии, Mizuho - в переводе с японского означает Золотые колосья риса. Уже к концу 2009 года банк обладал активами свыше 1,5 трлн. долларов. Его акциями торгуют на Нью-Йоркской, Осакской и Токийской фондовых биржах.

Mizuho Financial Group состоит из подразделений - Mizuho Bank, Mizuho Corporate Bank. Mizuho Securities, Mizuho Trust & Banking, которые осуществляют деятельность в различных направлениях. Основными из них являются: предоставление услуг физическим лицам, малому и среднему бизнесу и органов местного самоуправления, предоставление финансовых услуг для крупных японских организаций, финансовых учреждений национально и иностранного происхождения, осуществление брокерских (рейтинг брокеров форекс, ECN Forex) услуг, исполнение консалтинговых и трастовых услуг.

Mizuho Bank обслуживает 25 млн. физических лиц и более 90 тыс. организаций, имеет 500 филиалов и 11 тыс. банкоматов.

Bank of Nagoya - региональный банк Японии, основан в 1949 году и насчитывает около 100 отделений в крупных городах Японии и Китая. Преимущественно занимается обслуживанием предприятий и частных лиц. Банк предоставляет линию депозитов и кредитов, лизинговые услуги, осуществляет проведение операций с ценными бумагами.

Bank of Saga Ltd. - региональный банк, обладающий 110 отделениями, которые разместились в префектуре Saga (65 отделений), Fukuoka (40 отделений), Нагасаки и Токио - оставшиеся 5 отделений. Занимается обслуживанием, как корпоративных клиентов, так и физических лиц.

Bank of Yokohama - был основан в 1920 году. Главное месторасположение банка - это префектура Канагава, а также юг Токийского столичного округа. Банк Иокогамы имеет в своем распоряжении 200 региональных отделения, почти 400 банкоматов и несколько зарубежных филиалов в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и более 4 600 сотрудников. Общая сумма активов приближается к отметке в 13 трлн. иен.

Japan Bank for International Cooperation - «молодой» банк, который начал свое существование с 1999 года, вследствие объединения Export-Import Bank of Japan и Overseas Economic Cooperation Fund. Осуществляет свою деятельность на территории 18 стран и относится к международному подразделению Japan Finance Corporation.

Nanto Bank - основан в 1934 году и имеет в своем подчинении 135 региональных отделений. Банк предоставляет стандартные операции для частных и юридических лиц. Представительства банка расположены АО многих префектурах - Киото, Вакаяма, Хёго, Осака, а также - в Гонконге, Токио и Шанхае.

Банковская система Японии одна из наиболее развитых финансовых систем в мире, а банки Японии опережают финансовые институты Балтии (Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии), Кавказа (Абхазии, Армении, Южной Осетии, Азербайджана, Грузии), Африки (Туниса, Египта, Ливии), Турции и некоторых стран бывшего СССР (Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси и Украины).

Не новинкой для клиентов банков всего мира (беларусских, российских (Сбербанк, Альфа банк, ВТБ банк), европейских, украинских, а также банков США и Швейцарии) является возможность осуществления финансовых операций посредством электронных платежных систем (Яндекс деньги, Webmoney, Qiwi, PayPal). С их помощью можно осуществлять все финансовые операции, начиная от оплаты выдачи визы, и заканчивая покупкой билетов на концерты звезд шоу бизнеса (Филипп Киркоров, Николай Басков, Алла Пугачева, Анастасия Волочкова, Ани Лорак, Кристина Орбакайте, Ксения Собчак).

Банки Японии принимают участие в торгах на опционах, торгуя разнообразными фьючерсами, такими как: золото, серебро, нефть, бензин, газ, кофе, пшеница, хлопок, сахар и прочие товары (самые дорогие в мире автомобили, яхты, телефоны, собаки и бриллианты).

Японские банки имеют свои филиалы во многих странах - США, Канаде, Мексике, Кубе, Бразилии, Доминикане, странах ЕС, а также в России (Москва, Петербург, Дагестан РФ, Ингушетия, Чечня РФ, Северная Осетия), позволяя своим клиентам пользоваться услугами банка за пределами страны для туризма во время путешествий. Также клиенты осуществляют покупки недвижимости и автомобилей (Тойота, Мазда, Хюндаи-Киа, Ниссан, Форд, Шевроле, Фольксваген, Мерседес, Опель, Рено, Ауди, БМВ, ВАЗ, УАЗ) с помощью банковских карт.

Денежной единицей Японии является японская иена, она также является основной резервной валютой мира после американского доллара и евро. Курс японской валюты (как и многих других - курс фунта, курс швейцарского франка, курс австралийского доллара, курс сингапурского доллара, курс канадского доллара, курс новозеландского доллара, курс юаня, курс российского рубля, курс белорусского рубля, курс гривны, курс тенге, курс литовского лита) ежедневно печатают на страницах мировых (The Guardian, The Financial Times, The New York Times, Forbes) и российских СМИ.

2013 год оказался экспериментальным не только для Банка Японии, но и для частных финансово-кредитных организаций, которые он курирует. Определённый негативный момент был выявлен в том, что некоторые японские банки всё-таки предпочитают кредитовать клиентов, которые терпят колоссальные убытки и не могут выплачивать свои долги. Иностранные аналитики отмечают, что средства японских кредитных организаций идут не на финансирование компаний будущего, а зачастую вкладываются в умирающие компании, которые хотя и являются носителями всемирно известных брендов, но уже не могут выплачивать даже смехотворные проценты по своим долгам и не выдерживают конкуренции не только на международных рынках, но и на внутреннем.

Следует отметить, что три японских мегабанка - Mitsubishi UFJ Financial Group, Sumitomo Mitsui Financial Group, Mizuho Financial Group увеличили в своём бизнесе долю так называемых производственных займов, которые представляют собой непосредственное финансирование проектов в области инфраструктурного строительства и эксплуатации природных ресурсов. Международные рейтинги крупнейших японских коммерческих банков значительно улучшились за последние годы. Они стремительно захватывают доли рынка, которые теряют их европейские и американские конкуренты во многом по причине затянувшегося финансового кризиса в Европе. Затяжные дефляционные процессы являются причиной отсутствия спроса на кредитование внутри самой Японии, поэтому японские коммерческие банки проявляют большую активность за рубежом, особенно в крупнейших кредитных сделках.

Однако данный вид кредитования несёт в себе определенные риски. В подобных случаях трудно определить на начальном этапе, будет ли проект окупаемым или нет, так как основная часть этих проектов - строительство электростанций, разработка сланцевого газа и других ресурсов, ремонт автомобильных и железных дорог. Зачастую такие проекты выходят за рамки запланированного временного графика, что повышает затраты и снижает прибыль. Тем не менее доля производственных займов в кредитных портфелях трёх японских мегабанков выросла на 20 % и составила 18,5 млрд долл. за 2013 год.

Представители трёх крупнейших банков отмечают, что за пределами Японии спрос на кредитование именно с их стороны резко повысился и к ним обращаются не только крупнейшие зарубежные фирмы, но и представители средних по величине компаний. Нобухидэ Хаяси, глава международного банкинга в Mizuho Financial Group, говорит, что «наступило отличное время для усиления наших взаимоотношений с зарубежными клиентами, потому что финансовый кризис сократил число банков, с которыми они могут вести дела». За последние 2 года в балансе Mizuho Financial Group зарубежное кредитование увеличилось на 52 % и достигло 127,8 млрд долл., в балансе Sumitomo Mitsui Financial Group - на 42 % и составило 128 млрд долл. Аналогичные показатели для Mitsubishi UFJ Financial Group - 20 % и 19,9 трлн иен.

Примером может служить победа в тендере на модернизацию междугороднего сообщения в Великобритании консорциума Agility Trains, чьи авансовые инвестиции в проект составили 2,2 млрд фунтов стерлингов. Этот консорциум состоит из 9 банков, 6 из них - японские. Осенью 2012 г. Mitsubishi UFJ Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group выступили гарантами размещения на сумму 1,5 млрд долл. для Ghana Cocoa Board, а Sumitomo Mitsui Financial Group была выбрана в качестве единственного финансового советника правительства Саудовской Аравии по приватизации аэропорта «Медина».

Японские коммерческие банки пользуются конкурентным преимуществом, которое было получено ими в ходе мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. Европейские и американские конкуренты ослабели. Более того, и в США и в Европе наблюдается ужесточение законодательства, регламентирующего деятельность коммерческих банков. Японские банки быстро заняли нишу проектного финансирования, которая раньше принадлежала европейцам, а лидером в ней выступал Royal Bank of Scotland. Сейчас ведущим организатором глобальных сделок по проектному финансированию является Mitsubishi UFJ Financial Group, 3-е место занимает Sumitomo Mitsui Financial Group, а 4-е - Mizuho Financial Group. Mitsubishi UFJ Financial Group обеспечил своё лидерство в данном сегменте приобретением бизнеса Royal Bank of Scotland по проектному финансированию в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

Однако подобная агрессивная политика кредитования за пределами Японии несёт в себе определённые риски. Проблема в том, что депозиты японских коммерческих банков за рубежом не растут теми же темпами. Если эта ситуация не изменится, то японским коммерческим банкам придётся полагаться при выработке стратегии на более дорогое и менее надёжное привлечение средств на рынках капитала. Более того, до кризиса 1990-х годов японские банки плохо взвешивали риски по отношению к собственному капиталу и имели обыкновение слишком тщательно изучать каждого отдельного заёмщика, но не общую картину своих операций. Это приводило к недооценке риска и принятию на себя обязательств, не сопоставимых с собственным капиталом.

Также японские банкиры часто фокусировались на слишком привлекательных сделках, но не выстраивали правильных взаимоотношений с каждым конкретным клиентом. В итоге, после того как Японию поразил сначала банковский, а затем и полномасштабный экономический кризис, лучшей стратегией для её коммерческих банков оказалась продажа зарубежных активов и свертывание операций за пределами Японии. Определённо вызывает беспокойство неуместная конкуренция по предоставлению займов под более низкий процент на международной арене между представителями самой тройки крупнейших японских банков.

Хотя у японских коммерческих банков нет проблем со свободными средствами, они имеются у японского государства. В связи с этим государство вынуждено продолжить реализацию планов по приватизации крупнейшей финансово-кредитной организации страны - Japan Post Holdings Co. Правительство Японии заявило, что 2/3 капитала этой организации пройдет листинг на бирже в 2015 г., что станет приватизацией практически самого крупного объекта государственной собственности за последние 20 лет. Продажа государственного пакета должна принести в бюджет страны 7 трлн иен дополнительных денежных средств.

Приватизация вышеуказанного предприятия неоднозначно оценивается как среди простых граждан, так и в политических кругах. Её инициатором в период своего правления выступил Дз. Коидзуми, но в последние несколько лет именно Либерально-демократическая партия Японии тормозила этот давно запланированный процесс. В угоду своим оппонентам из Народной новой партии ЛДПЯ настаивала на том, что 1/3 акций холдинга должна оставаться в руках государства. Тем не менее к приватизации холдинг подталкивает его собственная структура, Japan Post Bank, которая является главным держателем государственного долга в Японии - 205 трлн иен в облигациях государственного займа. Предположительно, этот банк хочет сократить свою долю в финансировании внутреннего государственного долга Японии и диверсифицировать свой бизнес, сосредоточившись на ипотечном кредитовании.

Сложной проблемой для японских банков, интенсивно возвращающих утраченные в период «потерянного десятилетия» международные позиции, является вопрос о присутствии иностранцев в составе советов директоров и на высших управленческих должностях. Если в последние годы иностранцы стали приходить на высшие управленческие должности в японских банках - Дэбра Хэйзелтон, генеральный директор филиала Mizuho Financial Group в Сиднее; Уильям Джинн, генеральный директор филиала Sumitomo Mitsui Financial Group в США; Крис Чан Чи Кэунг, генеральный директор Sumitomo Mitsui Financial Group в Гонконге, - то советы директоров неизменно остаются «японскими».

В этом есть свои негативные моменты для процесса глобализации бизнеса, особенно тройки мегабанков Японии. Японские банкиры считают, что предоставление японскому персоналу возможности в течение определённого периода времени приобретать зарубежный опыт работы, а также командирование иностранных служащих зарубежных филиалов банков в Токио - как это происходит в Sumitomo Mitsui Financial Group, вполне достаточно для процесса превращения этих банков в транснациональные.

Большей проблемой может оказаться изменение законодательства, которое обсуждается в Токио Японской ассоциацией банков и регуляторами. А именно - разрешение банкам владеть большими пакетами акций японских компаний. Планируется поднять планку лимита с 5 до 15 %. Это можно рассматривать как возвращение в прошлое, которое было не слишком удачным для японского банковского сектора. Именно «особые» отношения в рамках кэйрэцу между банками и их основными клиентами были одной из причин создания «навеса плохих долгов» в японской банковской системе. Как раз это побуждало банки закрывать глаза на невыплату долгов и процентов по ним в период 1990-х годов. Возможно, японские регулятивные органы не будут пересматривать текущее законодательство и учтут негативный опыт прошлых лет, который привёл к затяжной дефляции в японской экономике.

Выводы
Банк Японии очень осторожен в выборе стратегии экономического роста. Если в стране сохранится угроза затяжной дефляции, будет возможен переход к нетрадиционной системе количественных и кредитных послаблений. В условиях неуклонного роста оттока капитала, укрепления иены и растущего дефицита правительства выбор источников финансирования экономического роста будет, скорее всего, зависеть от развития рынка госдолга и масштабной концентрации гособлигаций в финансовом секторе страны.

Современные японские банки можно оценивать как лидеров мирового кредитования и инвестирования. Конечно, неумение привлекать депозиты на международных рынках и отсутствие иностранных топ-менеджеров сдерживают их активность на оптовом рынке фондирования. Но все же можно констатировать, что ведущие японские коммерческие банки вернули себе утраченные международные позиции и успешно занимают финансовые ниши, которые освободили их европейские и американские конкуренты.

Банк Японии ввел отрицательную процентную ставку на новые депозиты, которые японские банки размещают в ЦБ. Эта мера должна стимулировать рост экономики

Здание Центробанка Японии (Фото: AP)

29 января Банк Японии объявил, что вводит отрицательную процентную ставку на избыточные резервы, а именно на новые депозиты, которые кредитные учреждения размещают в ЦБ. Ставка, которая сейчас составляет 0,1% будет до -0,1%. Сокращение депозитной ставки до отрицательных значений делает невыгодным для банков размещение средств на счетах Центробанка — вместо того чтобы получать доход, они вынуждены платить регулятору. Предполагается, что в таком случае средства, вместо того чтобы поступать на счета ЦБ, будут инвестированы в экономику.

Отрицательная ставка будет применяться только к тем резервам, которые Банк Японии начисляет коммерческим банкам в ходе новых раундов выкупа ценных бумаг у финансового сектора. По уже существующим резервам, которые, по оценке The Financial Times, достигают $2,5 трлн, по-прежнему будет действовать процентная ставка 0,1%. Bloomberg пишет , что новые правила начнут действовать с 16 февраля.

ЦБ также будет скупать гособлигации, бумаги фондов, инвестирующих в недвижимость, а также биржевых фондов с целью расширить денежную базу.

Одновременно с вводом отрицательной процентной ставки для части избыточных резервов Банк Японии сохранил программу выкупа ценных бумаг. Она достигает ¥80 трлн ($666 млрд) в год. Агрессивные монетарные меры призваны стимулировать инфляцию. Банк Японии намерен довести ее до 2% в год — уровня, считающегося оптимальным для развитых стран. По прогнозу организации, эта цель достижима к периоду между мартом—октябрем 2017 года. В декабре 2015 года уровень годовой инфляции составлял 0,2%. Повышение инфляции, в свою очередь, должно будет стимулировать рост экономики, которая в Японии в последние годы стагнировала и лишь в последнее время начала демонстрировать признаки восстановления.

По уточненным данным, в третьем квартале 2015 года ВВП страны вырос на 1% в пересчете на годовую динамику. Но промышленное производство, согласно статистике Минэкономразвития Японии, в декабре снизилось на 1,4%.

Сверхмягкая монетарная политика Банка Японии расходится с действиями Федеральной резервной системы США. В середине декабря прошлого года ФРС впервые за девять лет повысила ключевую ставку. До этого ФРС отказалась от масштабных интервенций на рынке ценных бумаг. Таким образом, политика «количественного смягчения» (низкая ключевая ставка и выкуп ценных бумаг), которая действовала в США с 2009 года, была завершена.