Настоящее время во французском языке — présent. Условное наклонение во французском языке Презент во французском языке

При образовании Présent de l"indicatif к основе неопределенной формы глагола прибавляются окончания в соответствии с группой глагола.

В глаголах I группы : — e , — es , — e , — ons , — ez , — ent .

Спряжение глагола parler (говорить):

Основа глагола parle r

Окончание

Склонение глагола

il/elle

nous

vous

ils/elles

parl

Ons

Ent

parl -e

parl -es

parl -e

parl -ons

parl -ez

parl -ent

Глаголы I группы, которые заканчиваются на —cer , перед окончаниями, начинающимися на -a и -o, меняют с на ç: nous commençons.

У глаголов, которые заканчиваются на -ger , перед окончаниями, начинающимися на —a и —o , появляется буква e : nous mangeons.

В глаголах II группы к основе неопределенной формы прибавляются окончания is , — is , — it , — ons , — ez , — ent .

Во множественном числе между основой глагола и окончанием появляется суффикс -iss ..

Спряжение глагола finir (заканчивать):

Основа глагола finir

Окончание

Склонение глагола

il/elle

nous

vous

ils/elles

fin

Ons

Ent

fin -is

fin -is

fin -it

fin iss -ons

fin iss -ez

fin iss -ent

У глаголов III группы более сложные правила спряжения: часть из них изменяет свою основу; окончания, прибавляемые к основе, не едины для всей группы.

Выделяются следующие 3 группы окончаний:

для единственного числа для множественного числа

-s -x -e -ons

-s -x -es -ez

-t (-d) -t -e -ent

prendre — брать

pouvoir — мочь

ouvrir - открывать

il/elle

nous

vous

ils/elles

prend s

prend s

prend

pren ons

pren ez

prenn ent

peu x (puis )

peu x

peu t

pouv ons

pouv ez

peuv ent

ouvr e

ouvr es

ouvr e

ouvr ons

ouvr ez

ouvr ent

Présent de l"indicatif используется для:

1. выражения действия, происходящего непосредственно в момент, когда о нем говорят или пишут:
En ce moment nous parlons . — Сейчас мы беседуем .

2. выражения действия повторяющегося, обычного:
Pendant les vacances on se lève tard. — Во время каникул мы встаем поздно.

3. выражения вневременных понятий:
Tout change avec le temps. — Все меняется со временем.

4. описания событий в прошлом для придания рассказу большей живости. Вы можете встретить в данном случае такие названия этого времени: рrésent de narration или рrésent historique .

5. выражения действия, имевшего место незадолго до момента речи.

6. обозначения будущего обязательного действия:
Dépêchez-vous, le spectacle commence à sept heures. — Поторопитесь, спектакль начинается (начнется) в семь часов.

7. выражение приказ или совет в разговорной речи:
Où se trouve le supermarché le plus proche, s"il vous plaît? Vous avancez et à gauche aux feux de circulation. — Где находится ближайший супермаркет, пожалуйста? Вы идете (идите) вперед и на светофоре налево.

8. употребления в вопросительных оборотах est ce que , qui est ce qui , а также в выражениях c est -à- dire , c est pourquoi , c est tout just и др.:
Est ce que vous comprenez ce que je veux vous dire? — Вы поняли , что я хочу Вам сказать?

9. если придаточное предложение вводится союзом si , то рrésent de l"indicatif замняет futur simple .
Demain, on ira à la plage, si il n "y a pas de pluie.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :


Итак, вы познакомились со спряжением глаголов всех трех групп в настоящем времени, а значит, теперь вы можете составлять предложения! Как же это делать?

Порядок слов в предложении

Для начала определимся с порядком слов во французском предложении. В отличие от русского языка, во французском порядок слов фиксированный - это значит, что у каждой части предложения есть свое место, и изменится оно может только под влиянием правил:

Подлежащее + Сказуемое + Остальные части предложения

Не забудьте, что подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обычно выражено существительным или местоимением, а сказуемое - на вопросы «что делает?» и выражается глаголом. Последовательность подлежащего и сказуемого в предложении также называется прямым порядком слов.

Существительные-подлежащие в единственном числе можно заменять местоимениями «il» или «elle». Однако, помните, род многих существительных французского языка не соответствует аналогичным словам русского языка, поэтому будьте внимательны, когда производите замену.

Если вы хотите рассказать о своих привычках, предпочтениях или повседневных делах, вам потребуется простое настоящее время: во французском языке оно называется Présent. С его образованием вы уже знакомы - см. уроки 6, 7, 10, 11. Но мало знать, как образуется то или иное время, необходимо помнить, когда его нужно употреблять.

Правила употребления Présent

используется:

  1. для обозначения повторяющегося действия или привычки. Например: Je vais au travail à pied. — Я хожу на работу пешком;
  2. для констатации какого-либо факта. Например: J’habite à Rome.- Я живу в Риме;
  3. для обозначения действия, которое происходит в настоящий момент: Il ecrit une lettre. — Он пишет письмо;
  4. для обозначения будущего действия вместе с наречиями времени, например: Elle part demain. — Она уезжает завтра;
  5. для выражения действия в прошлом. Как говорилось ранее, в данном случае использование Présent приобретает особую выразительность и может использоваться, как стилистический прием.

Также для выражения того, что происходит в данный момент, можно использовать словосочетание etre en train de + инфинитив . Не забудьте использовать нужную форму глагола «etre». Например: Nous avons en train de regarder le film. – Мы смотрим фильм .

Чтобы опровергнуть какой-то факт, вам потребуется уже знакомый оборот «ne…pas», например: Je ne parle pas italien. — Я не говорю по-итальянски .

Чтобы задать вопрос, можно использовать несколько способов. Вы с ними уже знакомы:

  1. С помощью интонации: Tu habites à Rome? — Ты живешь в Риме?
  2. При помощи инверсии, изменения порядка слов: Habites-tu à Rome?
  3. С помощью оборота «est-ce-que», который ставится перед предложением. Порядок слов в данном случае менять не нужно: Est-ce-que tu habites à Rome?

Если вопрос необходимо задать к подлежащему, которое выражено существительным, используется сложная инверсия. Попробуем разобраться что это значит., на нескольких примерах:

Jean et Robert habitent à Rome. — Jean et Robert habitent-ils à Rome?
Pierre parle français. — Pierre parle-t-il français?

Как видите, подлежащее ставится на первое место, после чего используется глагол и местоимение, заменяющее подлежащее. Если глагол оканчивается на гласный -a или -е (это бывает в 3-ем лице единственного числа), между глаголом и местоимением появляется буква «t».

Если вопрос нужно задать к предложению, начинающемуся с c’est (это), вам поможет изменение порядка слов, при этом c’est меняется на не сокращенную форму est-ce [эс]. Также вопрос можно задать при помощи интонации. Например: C’est un médecin. — Est-ce un médecin? C’est un médecin? — Это врач?

Вот те важные моменты, которые необходимо помнить о настоящем времени. Пора закрепить теорию на практике!

Задания к уроку

Упражнение 1. Допишите окончания глаголов 1-ой и 2-ой группы, ориентируясь на местоимения. Выполнить это предложение правильно вам поможет урок 10.

1) Nous habit… . 2) Tu chois… . 3) Elles parl… . 4) Ils applaud… . 5) Vous aim… . 6) Il travaill… . 7) Nous mang… . 8)Vous grand… . 9) Il jet… . 10) Nous commenc… .

Упражнение 2. Составьте отрицательные предложения и вопросы при помощи инверсии.

1) Ils habitent à Moscou. 2) Je travaille au bureau. 3) Elle parle français. 4) Robert part demain. 5) C’est une étudiante.

1) Nous habitons . 2) Tu choisis . 3) Elles parlent . 4) Ils applaudissent . 5) Vous aimez . 6) Il travaille . 7) Nous mangeons . 8) Vous grandissez . 9) Il jette . 10) Nous començons .

1) Ils ne habitent pas à Moscou. Habitent-ils à Moscou? 2) Je travaille au bureau. 3) Elle ne parle pas français. Parle-t-elle français? 4) Robert part demain. Robert part-il demain? 5) C’est n’une pas étudiante. Est-ce une étudiante?

Настоящее время (le présent) во французском показывает действие, которое происходит во время речи говорящего:
- Qu’est-ce que son chien fait ? - Il mange sa nourriture.
Словосочетание Etre en train de + infinitif также является формой настоящего времени. Оно показывает, что собеседник в процессе действия.
- Ne nous dérangez pas, nous sommes en train de taper nos textes.
ВНИМАНИЕ! Etre en train de не может быть использовано с глаголами, обозначавшими чувство, отношение, также с такими глаголами как vivre (проживать), habiter (жить) и т.д.
Je ne déteste pas la vie citadine, je simplement préfère la campagne.
Elle apprécie le reggae tandis que ses parents préfèrent la musique classique et le jazz moderne.
Quand il est avec son amour, il lui semble que le temps passe très vite.
Использование настоящего времени
. Настоящее время может показывать также привычку, повторяющееся действие. В этом контексте оно обычно используется с наречиями времени:
Ils vont fréquemment au cinéma avec leurs familles.
Chaque jour je me lève vers 10 heures pour aller à l’école.
. Оно может обозначать действие в будущем времени. В этом контексте оно используется с наречием времени
Nous finissons le travail dans une heure.
Il s’installe avec sa famille en Suède l’année prochaine.
. В конце настоящее время может заменить прошлое время для предания текста живости. Оно в этом случае имеет стилистическую ценность
« Il habitait à cette époque à Paris. Il faisait ses études là. Un soir, son ami Teo arrive et apporte une lettre; elle vient d’Arménie. Il avait obtenu une bourse pour aller étudier à Erevan pendant trois ans ! »
Спряжение глаголов
. Глаголы первой группы
В настоящем времени спряжение глаголов первой группы производится следующим образом: добавляется соответственные окончания к инфинитиву глагола без неопределенного окончания “-er ”
для единственного числа -e, - es , -e, для множественного - ons , - ez и наконец - ent
Пример: singulier 1ère pers: Je molette, 2ème pers.: Tu molettes, 3ème pers.: Il/elle /on molette
Pluriel 1ère pers.: Nous moletons, 2ème pers.: Vous moletez 3ème pers. : Ils / elles molettent
Заметка: Произношения трех лиц единственного числа и третьего лица множественного числа совпадают: (je) molette(tu) molettes (il/elle/on) mollette (ils/elles) molettent. Произносится только корень "molet ".
. Глаголы второй группы
Спряжение глаголов второй группы в настоящем времени производится добавляя к инфинитиву глагола вместо окончания “-ir ” окончания
Для единственного числа -is, -is, -it, для множественного -issons, -issez и -issent
Пример: singulier: 1ère pers.: Je affadis, 2ème pers.: Tu affadis, 3ème pers.: Il/elle /on affadit, pluriel: 1ère pers.: Nous affadissons, 2ème pers.: Vous affadissez, 3ème pers.: Ils / elles affadissent
. Глаголы третей группы или глаголы не регулярного спряжения
Определенного общего правила для спряжения глаголов не регулярного спряжения в настоящем времени нет. К этой группе относятся около 120 самых употребляемых в речи глаголов, каждый из которых имеет свои особенности в спряжении.

Настоящее время во французском - Présent аналогично русскому настоящему времени. Таким образом, Présent означает действие, которое совершается непосредственно в момент речи и указывает на одновременность к настоящему.

Но есть одна особенность - французы употребляют некоторые глаголы в форме настоящего времени, имея в виду, прошедшее время. Вот эти глаголы и их перевод:

  • amener — приводить
  • apporter — приносить
  • arriver — прибывать, приходить
  • venir — приходить, приезжать
  • sortir — выходить
  • revenir — возвращаться, снова приходить

Думаю, именно из-за этой особенности большинство французов и француженок настолько непунктуальны.

Как и в русском языке, во французском глаголы спрягаются в тех же лицах. Все французские глаголы условно делятся на 4 группы.

І группа

-er в инфинитиве (в неопределенной форме), кроме aller .

Например,

chanter — петь

parler — говорить, разговаривать

aimer — любить

II группа

Все глаголы, которые имеют окончание -ir в инфинитиве

Например,

finir — заканчивать, завершать, прекращать

choisir — выбирать, делать выбор

rougir — краснеть, окрашивать в красный цвет

III группа

Неправильные глаголы с разными окончаниями в инфинитиве.

Например,

vendre (-dre) — продавать

mettre (-tre) — класть, ставить, помещать

faire — делать, создавать

dire — говорить, сказать

pouvoir et vouloir (-ir) — мочь и хотеть

IV группа

Вспомогательные глаголы — être (быть) и avoir (иметь).

С глаголами 1й и 2й группы - проблем нет, все схематично и логично. А вот с глаголами 3й и 4й группы масса хлопот, ведь не зря же их назвали неправильными глаголами. Но не пугайтесь, для некоторых из них тоже есть определенные правила. Также, их спряжение всегда можно подсмотреть в словаре или на последних страницах французских учебников. А еще, благодаря нашим , вы сможете узнать какие из них наиболее распространенные, чтобы минимизировать время, затраченное на их заучивание.

Итак, готовы? Приступаем к спряжению глаголов в Présent, т.е. в настоящем времени!

Для удобства основу глагола (в этой статье и последующих) мы будем обозначать буквой V. А как определить основу глагола? Очень просто! Берете его словарную форму и «отрываете» от него окончание: е -er, -ir. И то, что у вас осталось и есть - основа глагола.

О, и еще, первое читается, как [e], а второе, как

Et voilà таблица спряжения глаголов I и II типов

V-er (I)

parler

V-ir (II)

finir

je V-e

nous V-ons [ õ ]

je parle

nous parlons

je V-is [i]

nous V-issons

je finis

nous finissons

tu V-es

vous V-ez [e]

tu parles

vous parlez

tu V-is [i]

vous V-issez

tu finis

vous finissez

il V-e

i ls V-ent

i l parle

i ls parlent

il V-it [i]

ils V-issent

il finit

ils finissent

Вот мы и добрались до особенности №1 во французском языке. Во всех лицах единственного числа (je, tu, il) и третьем лице множественного числа (ils) фонетических изменений нет, не смотря на добавление букв. Таким образом, эти формы произносятся также как и основа - parle .

А у форм первого и второго лица множественного числа (nous, vous) уже возникают слышимые отличия.

В качестве примера, мы все же приведем спряжение глаголов III-й и IV-й групп, ведь они очень важны для французского языка. Формы их спряжения предоставлены в таблице ниже:

Спряжение в Présent неправильных глаголов

être — быть, находиться

avoir — иметь

faire — делать

aller — идти, ехать

venir — приходить, приезжать

je suis

j’ai [e]

je fais

je vais

je viens

tu es (t’es)*

tu as (t’as)*

tu fais

tu vas

tu viens

il est [ε]

il a

il fait

il va

il vient

nous sommes

nous avons

nous faisons

nous allons **

nous venons **

vous êtes **

vous avez **

vous faites

vous allez **

vous venez **

Ils sont

Ils ont **

Ils font

ils vont

Ils viennent

*Разговорная форма

** Эти формы в таблице приведены с транскрипцией местоимения и глагола, так как при их сочетании происходит liaison, т.е. связывание.

Ну как, теперь Вы понимаете, почему эти глаголы называют неправильными? Но что же делать? Как же выучить французские глаголы? Наш простой совет - запомните их! Возьмите и запомните их! Ведь сейчас их всего пять, а дальше по мере изучения языка - их будет становиться больше и больше.

Мы предлагаем сегодня обсудить спряжение французских глаголов в настоящем времени. Настоящее время глагола указывает на то, что действие происходит сейчас, в данный момент, либо действие повторяется регулярно:

  • Marie parle avec sa soeur. – Мари разговаривает со своей сестрой.
  • Je vais à l’école chaque matin. – Я иду в школу каждое утро .

Как известно, глагол обозначает действие. Французский язык располагает тремя группами глаголов; это три категории, которые имеют свои правила и свои законы в спряжении по временам. Каждую из этих групп мы и рассмотрим сегодня.

Три интересные группы французских глаголов

Самые легкие – это первая и вторая группы. Третья уже имеет свои заковырки. Но это не беда, если все внимательно и хорошенько изучить.

Поговорим о спряжении французских глаголов
  • Глаголы первой группы заканчиваются на er : travailler, manger, etc.
  • Глаголы второй группы имеют окончание ir : subir, grandir, etc.
  • Глаголы третьей группы оканчиваются на ir , oir , re : venir, vouloir, comprendre

Изучая французский язык и спряжение его глаголов в настоящем времени, важно обратить внимание и выучить окончания, соответствующие каждой группе, которые добавляются к основе глагола.

  • Окончания первой группы: e ; es ; – e ; – ons ; – ez ; –ent
  • Окончания второй группы (здесь добавляется дополнительный суффикс –iss в 1-м, 2-м, 3-м лице множ.числа): is ; – is ; – it ; iss ons ; –iss ez ; –iss ent
  • Окончания третьей группы – у каждого глагола этой группы они свои, потому что третья категория – это неправильные глаголы (verbes irré guliers ). Их просто нужно заучить.

Три группы французских глаголов

Теперь мы подробно рассмотрим каждую группу в отдельности и спряжение ее глаголов.

Первая группа – легкая, но со своими особенностями

Начнем с первой группы, чьи глаголы имеют окончание er в инфинитиве. Окончания для каждого лица и числа мы уже знаем, так что смело спрягаем!

Travailler – работать
Je travaille
Tu travailles
Il/elle travaille
Nous travaillons
Vous travaillez
Ils/elles travaillent

  • J’é coute mon professeur. – Я слушаю своего преподавателя.
  • Tu parles avec ton ami. Ты разговариваешь со своим другом.
  • Nous aimons nos parents. – Мы любим наших родителей.

Как видите, друзья, все легко и просто. Но есть несколько особенностей у некоторых глаголов первой группы, которые нужно запомнить.

  • Глагол Appeler – звать в 1-м, 2-м, 3-м лице единственного числа и 3-м лице множественного числа удваивает гласную l ; в 1-м, 2-м лице множественного числа этого не происходит: j’ appelle, tu appelle, il appelle, nous appelons, vous appelez, ils appellent.
  • Глагол Acheter – покупать в 1-м, 2-м, 3-м лице единственного числа и 3-м лице множественного числа приобретает è перед согласной t ; в 1-м, 2-м лице множественного числа такого не происходит: J’ achè te, tu achè tes, il achè te, nous achetons, vous achetez, ils achè tent.
  • Глагол ter – повторять также имеет свои особенности. L’accent aigu меняется на l’accent grave перед согласной t в зависимости от лица и числа: Je te, tu tes, il te, nous tons, vouz tez, ils tent.
  • –ger Manger – кушать , Partager – делиться и т.д. в 1-м лице множественного числа приобретают гласную е перед окончанием –ons : Je mange, tu manges, il mange, nous mangeons, vous mangez, ils mangent.
  • Глаголы с окончанием в инфинитиве на –yer Envoyer, Aboyer и т.д. в 1-м, 2-м, 3-м лице единственного числа и 3-м лице множественного числа меняют y на i : j’envoie, tu envoies, il envoie, nous envoyons, vous envoyez, ils envoient.

Постарайтесь запомнить спряжение этих глаголов!

Вторая группа не создает трудностей

Это действительно так. Если в первой группе у некоторых глаголов есть свои особенности, то вторая группа спрягается по стандарту: основа глагола + суффикс –iss + необходимые окончания.

Rougir – краснеть
Je rougis
Tu rougis
Il/elle rougit
Nous rougissons
Vous rougissez
Ils/elles rougissent

  • Je finis mon ouvrage aujourd’hui. – Я заканчиваю свою работу сегодня.
  • Ma mammie rajeunit quand je la visite. – Моя бабушка молодеет, когда я навещаю ее.
  • Vous les abassourdissez avec cette nouvelle. – Вы их оглушаете этой новостью .

По второй группе глаголов нечего сказать особенного. Здесь нет никаких заковырок, особенностей или чего-то сложного. Главное, помнить суффикс и окончания к основе. И спрягайте глаголы на здоровье!

Третья группа – запасайтесь терпением!

Это действительно так, уважаемые любители французского! Третья группа глаголов – это неправильные глаголы, у каждого свои окончания; они потребуют от вас терпения, старания и некоторых усилий.

Давайте вместе с вами проспрягаем несколько неправильных глаголов третьей категории и вместе выявим окончания их спряжения:

Venir – приходить

Je viens
Tu viens
Il/elle vient
Nous venons
Vous venez
Ils/elles viennent

Attendre – ждать
J’attends
Tu attends
Il/elle attend
Nous attendons
Vous attendez
Ils/elles attendent

Pouvoir – мочь, уметь
Je peux
Tu peux
Il/elle peut
Nous pouvons
Vous pouvez
Ils/elles peuvent

Как видите, каждый глагол капризничает по-своему. Ничего не остается, кроме как выучить спряжение каждого неправильного глагола. Во всяком случае, тех глаголов, которые наиболее часто употребляются в речи.

  • Je lis un livre intéressant. – Я читаю интересную книгу .
  • Jean fait son devoir régulièrement. – Жан регулярно выполняет домашнюю работу.
  • Nous connaissons cette personne. – Мы знаем этого человека .

И обязательно стоит обратить внимание на глаголы Etre, Avoir, Aller . Эти – особая статья, очень капризны, хотят иметь свое собственное спряжение. Его обязательно нужно запомнить, потому что эти глаголы очень важны.

Etre – быть

Je suis
Tu es
Il/elle est
Nous sommes
Vous êtes
Ils/elles sont

Avoir – иметь
J’ai
Tu as
Il/elle a
Nous avons
Vous avez
Ils/elles ont

Aller – идти
Je vais
Tu vas
Il/elle va
Nous allons
Vous allez
Ils/elles vont



Глаголы “иметь” и “быть” и их спряжение


Как эффективно справиться со спряжением?

К ак выучить спряжение глаголов в настоящем времени? Главное – не расстраиваться из-за третьей группы, а спрягать глаголы. Чтобы освоить спряжение в настоящем времени, надо как можно больше заниматься грамматикой, выполнять практические задания. Да и просто спрягать глаголы вслух, составлять с ними предложения в настоящем времени.

Для совершенствования грамматических знаний прекрасно подойдут учебники практической грамматики авторов Поповой и Казаковой, состоящие исключительно из упражнений по разным разделам

Не стремитесь овладеть тремя категориями сразу. Спешка в таком деле, как изучение спряжения глаголов, ни к чему. Изучив подробно первую группу и ее спряжение, переходите ко второй, затем к третьей. Не беритесь за глаголы следующей группы, если вы не уверены, что все знаете о предыдущей группе, что у вас заполнены все пробелы. Мы искренне желаем вам удачи!

Это все, что мы хотели рассказать о спряжении глаголов французского языка. Подробнее мы рассматриваем каждую группу отдельно, все это вы можете найти на нашем сайте! До новых встреч и до новых спряжений!