Один день в посольском приказе. Приказные дела старых лет

В Древней Руси приказами назывались органы центрального государственного управления. Назывались они еще палатами и дворами, избами и дворцами, третями и четвертями. Предполагают, что приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно, а первое о них упоминание в этой роли встречается в 1512 году в грамоте, посланной Владимирскому Успенскому монастырю Великим князем всея Руси Василием III.

Определенному количеству людей приказывалось заняться какими-то конкретными делами - так появилось определение «приказ». Вновь учрежденные приказы действовали от имени государя и были высшими правительственными местами. Жалобы на их действия рассматривались только царем или царской думой. Приказы - начальные стадии нынешних министерств.

Возникновение и назначение

Посольский приказ возник в 1549 году при Иване IV. Просуществовал он до 1720. Судебником 1550 года Иван Грозный вводит управления, которая была призвана обеспечивать государственные нужды. Почти 200 лет каркас этой системы сохранялся и был заменен лишь при Великом реформаторе Петре I. В обязанности вновь созданного приказа входили взаимоотношение с другими государствами, выкупы и обмен пленными, курирование определенных групп «служилых людей», например донских казаков.

Основные функции

Посольский приказ занимался также управлением некоторых земель на юге и востоке державы. В его ведение входила и отправка русских миссий за границу, и прием иностранных представительств. В его подчинении находились иностранные купцы, во все время их пребывания на нашей территории.

Подготовка текстов международных переговоров тоже вменялась в обязанности приказу. Он осуществлял контроль за дипломатическими представительствами.

Структура органа

Изначально Посольский приказ состоял из думного дьяка, под началом которого находились его «товарищ» (заместитель), 15-17 подьячих (низший административный чин) и несколько толмачей (переводчиков). Во главе вновь созданного учреждения стоял Приказной дьяк, он же Посольский дьяк. Дьяками в те времена назывались государственные служащие (помимо церковнослужителей), в частности начальники приказов или младшие чины в

Структура набирает вес

Первый Посольский приказ возглавил Иван Михайлович Висковатов, который до этого назначения служил послом, думным дьяком, был хранителем государственной печати. Во главе приказа он находился вплоть до своей смерти, наступившей в 1570 году. С ростом международного веса России увеличивалось и значение Посольского приказа, в разы увеличивался его штат - в 1689 году в нем служили 53 подьячих вместо 17 и 22 переводчика плюс 17 толмачей (устный переводчик).

Уже к концу XVII столетия Посольский приказ настолько набрал силу, что стал одной из важнейших составных частей центрального государственного аппарата России. В этом веке он прошел путь от Канцелярии по внешним сношениям к государственной структуре, обладающей значительной самостоятельностью и широчайшими полномочиями.

Основные вехи

Весь период существования Посольского приказа можно условно разложить в соответствии с тремя эпохальными промежутками того времени. Это Смутное время, восстановление российской монархии при Михаиле Романове, первом русском царе из этой династии, и период расцвета государственности, наступивший при царе Алексее Михайловиче.

Яркие представители

С 1621 года Иван Тарасьевич Грамотин, тогдашний глава Посольского приказа, начал готовить для царя систематические сведения о положении дел в других странах. Они черпались из периодических изданий стран, а также из наблюдений и выводов послов. Эти «Вестовые письма» являлись по существу первой русской газетой. Об этом восьмом главе Посольского приказа надо сказать несколько слов отдельно. Он начинал карьеру подьячим, и трижды при разных царях занимал высший пост Посольского приказа. В Смутные времена он был одним из виднейших политический деятелей.

Повытья

Структура приказа делилась на отделения, ведающие делопроизводством по территориальным признакам (повытья). Всего их было пять. Функции Посольского приказа, согласно этим пяти делопроизводительным частям, распределялись следующим образом - в первое повытье входили страны Западной Европы - Англия и Франция, Испания и Священная Римская империя, а так же Папское государство. Второе повытье занималось взаимоотношениями со Швецией, Польшей и Валахией (юг современной Румынии), Молдавией, Турцией и Крымом, Голландией, Гамбургом.

Взаимоотношениями с Данией, Брандербургом и Курляндией занималось 3-е отделение в приказе, ведающее делопроизводством этих стран. Персия, Армения, Индия и Калмыцкое государство находились в ведении 4-го повытья. Последнее пятое ведало взаимосвязями с Китаем, Бухарой, Хивой, Чжунгарским государством и Грузией.

Объемы работ растут

С того самого момента, когда был учрежден Посольский приказ, ему вменялось общее управление внешней политикой страны. Со второй половины XVII века непосредственно ему подчиняются следующие приказы - Великого княжества Литовского, Смоленский и Малороссийский. Здесь также хранился накопленный со временем архив важнейших внешне - и внутреннеполитических документов.

Главы приказа

С ростом международного значения России дьяк Посольского приказа заменяется представителем высшего феодального сословия страны - боярином, а само учреждение с 1670 года именуется «Государственным приказом посольской печати».

За все время существования Посольского приказа на посту его главы сменилось 19 руководителей. Последним был граф и первый канцлер Российской империи, сподвижник Петра Великого В результате была создана Посольская канцелярия, которая в 1720 году была заменена

Становление Посольского приказа, его особенности и структура

Традиционно внешней политикой в земле Русской занимался непосредственно Великий князь вместе с ближними боярами. Наиболее сложные вопросы выносились на рассмотрение всей боярской думой. Со временем Московское государство сталкивалось всё с более сложными задачами, для решения которых требовалось учреждение особого органа для руководства дипломатическими сношениями. Организация особого учреждения, которое ведало международными сношениями, приходится на XVI век: в 1549 году организуется посольский приказ во главе с дьяком Иваном Михайловичем Висковатым, под началом которого работали 15-17 подьячих и несколько переводчиков. В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов (в 1689 году он включал уже 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей). Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья. (5 повытий, 3 европейских и 2 азиатских).
На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка текстов инструкций («наказов») русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров, а с начала XVIII века также назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (Сибирь, Смоленская земля и др.), ведал служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В Посольском приказе хранились государственные печати (которые прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), а также государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию.

Структура ведомства. Посольский приказ возглавляли думные дьяки . Помощниками думных дьяков были подьячие , которые делились на старших (старых), средних и молодых . Средние и молодые подьячие вели делопроизводство и переписку Посольского приказа. Посольский приказ делился на отделы – повытья. Их число менялось в зависимости от времени. Во главе каждого такого отдела стоял старший подьячий.
Существовала четкая градация дипломатических представителей: «великие послы», «легкие послы», «посланники», «посланные», «посланцы», «гонцы». Как правило, послы избирались из бояр. Ранг отправляемого посла определялся важностью предстоящей ему миссии. Кроме того, в штат Посольского приказа входили вспомогательные работники, переводчики и толмачи, которых часто набирали из иностранцев. В XVII веке в ведомстве делали переводы с латыни, польского, итальянского, татарского, греческого, шведского, голландского, турецкого, персидского и других языков. Также в России существовала система подготовки дипломатических кадров. Нередко детей бояр посылали за границу, чтобы они овладели иностранными языками и навыками, необходимыми для службы в сфере внешней политики. С активизацией внешней политики России учреждались приказы по управлению присоединенными территориями.


Итоги деятельности Посольского приказа . Были созданы первые русские постоянные миссии за рубежом: в Швеции, Речи Посполитой. В XVII веке в России появились и постоянные представительства иностранных государств: Швеции, Дании, Польши, Голландии. Благодаря дипломатической деятельности Посольского приказа был подписан ряд важных соглашений. В 1667 году в Андрусове было заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой. Были установлены дружественные отношения с Персией, важным союзником против Турции. Также был заключен Нерчинский договор с Китаем, на котором строились русско-китайские отношения до середины XIX века. Благодаря архивной деятельности этого приказа до наших дней дошло более 600 посольских книг по связям России с иностранными государствами. К концу XVII века в этом ведомстве сформировался центральный аппарат и достаточно четкая структура, что заложило основу формирования последующих внешнеполитических ведомств.

5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

А. Установление дипломатических отношений с европейскими странами и регулярных мирных (дипломатических или даннических) со странами Востока

За всю 150-летнюю историю своей деятельности Посольский приказ установил отношения с 10 новыми европейскими государствами и 8 азиатскими, в то время как до образования Посольского приказа всего за 70 лет, т. е. за вдвое меньший срок, были установлены отношения с 18 странами.

Если же учесть, что из 10 стран, вошедших в отношения с Россией в период деятельности Посольского приказа, реальными странами, с которыми «работал» Посольский приказ, можно считать лишь 5 (поскольку Мальтийский орден не мог считаться «страной», а Бавария, Ганновер, Генуя и Сардиния могут быть фактически записаны в актив Посольской канцелярии Петра I, а не аппарата Посольского приказа), то надо признать, что Посольский приказ почти... бездействовал. В Азии количественные результаты деятельности Посольского приказа по установлению дипотношений с новыми странами выглядят еще более обескураживающе: если исключить марионеточные полугосударства-полуколонии, которые спустя полвека были поглощены Москвой, то остаются Персия и Грузия, отношения с которыми поддерживались крайне нерегулярно и превратились в постоянные лишь с XVIII в., т. е. за хронологическими рамками деятельности Посольского приказа.

Эти количественные результаты работы Посольского приказа позволяют сделать вывод о характере и направлении деятельности этого ведомства. Ведомство, разумеется, не бездельничало, а работало в полную силу и даже, как мы знаем из документов, с большим напряжением. Но главной задачей русской дипломатии были контроль и наблюдение за сношениями с заграницей, а не поощрение этих сношений, не их развитие и стимуляция. Наоборот, ставилась задача держать сношения с любой державой в жестких, строго определенных рамках. И за соблюдением этих правил неусыпно следили дьяки и подьячий внешнеполитического ведомства.

Другая важная задача русской дипломатии заключалась в постепенном собирании державы, в неустанном приобретении и присоединении к Русскому государству новых территорий. В этом деле русские дипломаты проявляли исключительное рвение, настойчивость и целеустремленность, последовательность и терпение и нередко - самоотверженность, т. е. самые лучшие, самые светлые государственные и человеческие качества. Этот факт нельзя не отметить и не подчеркнуть, ибо памятником деятельности именно дипломатов Посольского приказа является Русское государство, Россия как великая держава.

Десятилетиями, даже порой полустолетиями, веками шли они упорно, настойчиво к поставленной цели, не форсируя событий, чтобы не допустить какой-либо промашки, что всегда считалось в русской дипломатии непростительной ошибкой. Лучше меньше, да лучше, тише едешь - дальше будешь - вот принципы, которыми всерьез руководствовались в Посольском приказе, никогда не стремясь к быстрому, но преходящему и эфемерному успеху, к внешним эффектам. Так, например, полное присоедине-ние племенных государств Приобья - задача, казалось бы, заранее «обреченная» на успех, - тем не менее растянулось на 50 лет, но прошло исключительно гладко, без всяких эксцессов; присоединение Грузии (Кахетии, Карталинии, Имеретии) потребовало столетия с лишним, но зато прошло в полном согласии и единстве с правящими кругами и сословиями этого государства, с согласия и одобрения всего грузинского народа.

Именно в этой поистине пчелиной, кропотливой работе по сбору и приобщению новых территорий к Русскому государству и состояли смысл и историческое значение всей деятельности Посольского приказа как внешнеполитического ведомства.

Особенно показательна деятельность Посольского приказа в отношении европейских стран. Она служит прекрасной иллюстрацией методов работы этого учреждения.

Если мы внимательно посмотрим вышеприведенную таблицу, то заметим, что установлению отношений с европейскими новыми странами в период существования Посольского приказа всегда предшествовали длительные, предварительные, «прощупывающие» переговоры, тянувшиеся нередко годами. Они шли о том, можно ли и стоит ли признавать то зарубежное государство, которое обращалось к царю с просьбой вступить в дипломатические отношения. Нередко на такое обращение следовала вообще резкая отповедь московских бояр, заявлявших от имени царя, что-де нашему государству «неподручное», невыгодное, ненужное дело - вступать с кем-то в отношения.

Посольский приказ выяснял, проверял и перепроверял всеми доступными тогда средствами, солидное ли это царство-государство, которое просит вступить в отношения с Россией, и не уронит ли «знакомство» с ним достоинство Московского царства и его царя.

В результате этой придирчивой, строгой политики Москва установила отношения с такими странами, как Великобритания (так она стала называться со времен Тюдоров!), Голландия - в то время владение Испании при Филиппе II и Изабелле Испанской, - т. е. с двумя крупнейшими государствами тогдашней Европы, политически сильными и экономически чрезвычайно полезными для сношений с Россией. Что же касается их политической ориентации, то реакционный режим Филиппа II в Европе (охватывающий Испанию, Португалию, Королевство Обеих Сицилии, Милан, Бельгию и Нидерланды) не нуждается в особой «презентации», его историческое значение хорошо известно.

В отношении «малых» государств - Тосканы и Швейцарии - и тут московские дипломаты показали себя полностью на высоте, не ошибившись в выборе друзей. Тоскана и Швейцария отвечали принципу «мал золотник, да дорог». Это были наилучшие в тогдашней Европе центры подготовки специалистов высочайшей квалификации. Именно отсюда вербовались в Московское государство военные, инженеры, архитекторы, строители, ремесленники, врачи, ученые, художники, артисты, используемые и непосредственно как специалисты своей профессии, и как учителя, подготавливающие русских специалистов той же отрасли.

В то же время такие страны, как Курляндия, которую московские дипломаты за государство совсем не считали, ибо ее территория равнялась всего-навсего двум уездам (Митавский и Голдингенский), а ее глава был вовсе не знатным человеком, а обедневшим внуком бывшего гермейстера Ливонии Готхарда Кеттлера, давнего врага Русского государства, были вовсе не нужны России в качестве «друзей», но могли стать, если бы их «приласкать», невыгодными нахлебниками. А посему московские дипломаты заставили герцога Якова I целых 11 лет уламывать подьячих Посольского приказа присылать им ценные подарки и иные «поминки», чтобы они только замолвили словечко о нем и его герцогстве перед Его Царским Величеством.

Так что «бедные родственники» и прочие ненужные «для дел», а лишь способные увеличить число иностранных контрагентов «невыгодные» государства отсеивались как пустой балласт для внешнеполитических дел России бдительными дипломатами Посольского приказа. Они вовсе не гнались за численностью дипкорпуса и не помышляли о расширении штатов своего ведомства, скромно работая над поддержанием отношений с тремя десятками стран, что было вполне тогда достаточно.

Основным направлением работы Посольского приказа било не допустить просачивания в Россию разной западной «крамолы», изолировать иностранцев в России и русских от иностранцев, а также собирание военных, политических и экономических данных о положении в странах Европы и Азии.

Лишь при Петре I, еще до полной ликвидации Посольского приказа, произошел перелом в прежних методах работы и в принципах установления дипотношений с зарубежными странами. Петр 1 внес во внешнюю политику массу субъективизма и волюнтаризма, не считаясь с прежними русскими традициями. Он устанавливал дипломатические отношения со всеми, кто о том либо просил, либо был ему лично так или иначе знаком. Вот почему он уже в первые годы своего правления установил отношения с массой мелких немецких монархов, с которыми он познакомился во время своего пребывания и наездов в Западной Европе (их мы даже не указываем, ибо большинство этих «государств» просто исчезло с политической карты после Северной войны и особенно после наполеоновских войн в конце XVIII - начале XIX в.). Именно в силу этих качеств Петра I в числе «друзей» России или стран, имеющих с ней дипотношения, оказалась всякая «шушера» вроде дряхлеющей Генуэзской республики, полумарионеточного «королевства» Сардинии и Сицилии, зажатой между Австрийской империей и Пруссией Баварии или крошечного Мальтийского ордена, отношения с которым могли щекотать лишь самолюбие таких монархов, как Петр I и его «правнук» Павел I. Старые подьячие Посольского приказа установления отношений с подобными странами не допустили бы. Они (т. е. аппарат Посольского приказа) обладали при старых царях, при всей своей якобы рабской подчиненности воле государя, умением заставлять монарха принимать лишь те решения, которые были традиционны для русской дипломатии, и имели полную возможность с фактами в руках доказать все невыгоды признания той страны, которая была не нужна, бесполезна или даже вредна для России.

Петр I сломал эту проверенную, работавшую безошибочно, хотя и страшно рутинную, медленно действующую машину. За время своей жизни он отстранил дипломатов-профессионалов от принятия решений во внешнеполитических делах. Но эта практика длилась недолго - всего четверть века.

Пришедшая на смену Посольскому приказу Коллегия иностранных дел вскоре после смерти Петра I превратилась, как мы увидим ниже, в орган полновластно планирующий, строящий и решающий принципиально все внешнеполитические дела, не считаясь вовсе с безвольными монархами-немцами на русском престоле. Причем все дела Коллегии решались вовсе не коллегиально, а абсолютно единолично самым властным и самым сильным в данной Коллегии лицом - ее главой или его заместителем. И руководствовался он исключительно историческими интересами России, хотя случалось и так, что попутно, но не нарушая государственных интересов, тот или иной канцлер решал и свои личные дела (например, А. И. Остерман, А. П, Бестужев-Рюмин, Н. И. Панин).

В ознаменование 200-летнего юбилея российского Министерства иностранных дел Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2002 г. учрежден профессиональный праздник - День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Эту дату в отечественной историографии условно принято считать днем образования первого внешнеполитического ведомства России - Посольского приказа.

Точной официальной даты учреждения Посольского приказа нет, поскольку какого-либо специального акта о его создании и функциях не сохранилось. Он был создан из Казенного двора - канцелярии Московского государства, занимавшейся также и внешними сношениями. К середине XVI века внешние связи Московского государства настолько расширились, что возникла настоятельная потребность создания центрального ведомства по иностранным делам.

В 1549 году царь Иван IV приказал "ведать посольское дело" думному дьяку Ивану Михайловичу Висковатому, который за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года. Впервые при нем появились описи архивных документов, велся учет используемых деловых бумаг. Именно при Висковатом окончательно сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.

Вот что говорят документы тех лет, в частности "Краткая выписка о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях", сделанная в Посольском приказе около 1565-1566 годов: "В 57-м году (т. е. в 7057 году "от сотворения мира" или 1549 году) приказано посольское дело Ивана Висковатого, а был еще в подьячих...". В ней также говорится, что 1(10) февраля 1549 года И. Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем писали на Казенном дворе перемирную грамоту, то есть соглашение о перемирии. Таким образом, дата 1(10) февраля 1549 г. считается наиболее точной датой основания Посольского приказа.

С самого начала Посольский приказ стал центром, куда стекалась информация о всех внешних делах. Здесь расспрашивали приезжих чужестранцев о виденном и услышанном, о событиях, происходивших в мире, о взаимоотношениях монархов и т. д. Сюда поступали отчеты русских послов, содержавшие самые разнообразные сведения о странах, где им приходилось бывать, по которым можно было судить, что представляло интерес для России в тот период. Здесь же готовились и наказы русским послам, отправлявшимся за границу. Только с 1549 по 1559 год Москву посетило 32 посольства из разных стран.

В ведении Посольского приказа находились не только дипломатические дела, но и юридические, касающиеся торговли. В жалованных грамотах иностранным купцам прямо говорилось, что помимо освобождения от пошлин они могли пользоваться привилегией судиться с русскими подданными через Посольский приказ.

В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа. Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья, то есть своеобразные отделы, которые выполняли те или иные функции. В приказе появились приставы и сторожа. Все служащие приказа приводились к присяге, обещая хранить государственную тайну, не общаться с иностранцами, а при переводах переводить правдиво. Имелись в приказе и золотописцы, то есть те, кто расписывал золотом и красками грамоты, посылавшиеся в иностранные государства (расписывались обычно каймы грамот и начальные слова). На Посольский приказ были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа. Кроме того, в Посольском приказе хранились государственные печати и государственный архив.

Если в XVI веке Посольский приказ был главным образом канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя и Боярской думы, то в XVII столетии он превратился в центральное государственное учреждение с широкими полномочиями и значительной самостоятельностью.

С 1667 года во главе Посольского приказа стояли уже не дьяки, а бояре, некоторым из них, например А. Л. Ордину-Нащокину, был присвоен особый титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Среди руководителей Посольского приказа было немало выдающихся русских дипломатов - А. Я. Щелкалов и В. Я. Щелкалов, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев и др.

Главной задачей русской дипломатии того времени были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. А. Л. Ордин-Нащокин в одном из своих обращений к царю Алексею Михайловичу особо подчеркивал: "В царствующем граде Москве беспорочным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить. Потому что это учреждение есть око всей великой России!" Российская дипломатия самым внимательным образом следила за соблюдением "государственного интереса".

Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран, собирал военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии.

Во второй половине XVII века Посольский приказ стал называться Государственным, чем подчеркивалась его особая значимость. При царе Алексее Михайловиче он получил название Государственного приказа посольской печати. С 80-х годов XVII века он именовался иногда Государственной посольской канцелярией, которая впоследствии, при Петре I, трансформировалась в Посольскую походную канцелярию, а затем в 1720 году в Коллегию иностранных дел.


Подготовлено на основе статьиА. Ю. ГУСЕВОЙ ,
третий секретарь ИДД

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей "посольских дел" И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов "наказов" русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. - назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Ю.-В. страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь (см. Чети), а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты - Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

С образованием в начале 18 в. Посольской канцелярии (сначала походной, затем постоянной в Петербурге) роль Посольского приказа постепенно падает. Упразднён в 1720. Заменен Коллегией иностранных дел.

Лит.: Белокуров С. А., О посольском приказе, М., 1906; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961.