Учимся применять правило: - онок- или -ёнок. Правописание суффиксов –ёнок –, – онок – Правила написания онок енок после шипящих

Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.

Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.

Скачать презентацию

Примеры суффиксов

«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.

«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.

«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.

«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.

Всего в теме 13 презентаций

УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

Образовательные цели:

  • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
  • Учить анализировать языковой материал.
  • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок- .

Развивающие цели:

  • Развивать навык работы в группе.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • Показать необходимость знаний русского языка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Конспект урока

Этапы урока

Ход урока

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

– Как определить какой суффикс напишем?
(В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

Добрая послов…ца ко времени молвится.

– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)

Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок- , -ёнок- )

Вывод:
ч, пишется суффикс -ёнок- .
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок- .

Работа в группах

Птички

Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.

(Дети имитируют разлетающихся птиц)

Учимся применять правило:

(Опорная таблица на доске)

  1. Выдели корень слова.
  2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш , ж , ч , пишем – -онок- , если нет – -ёнок- .

2. Учебник стр.114 упр.1

Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок- ; 2) суффикс -онок- .
Пользуйся опорной таблицей.

Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,

3. Игра «Крестики-нолики»

Согласны – О
Не согласны – Х

1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок - после мягких согласных, кроме «ч» , в названиях птенцов и детенышей животных.

В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок- , например:

  • лев - львёнок (льв-ёнок_ - корень/суффикс/окончание),
  • барсук - барсучонок (барсуч-онок_ - корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок- ?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок- :

  • рысь - рысёнок, ворона - воронёнок,
  • олень - оленёнок, страус - страусёнок,
  • козел - козлёнок, гусь - гусёнок,
  • слон - слонёнок, утка - утёнок,
  • кенгуру - кенгурёнок, соловей - соловьёнок.

Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:

  • волк - вол ч онок, скворец - сквор ч онок,
  • барсук - барсу ч онок, сорока - соро ч онок,
  • верблюд - верблю ж онок, стриж - стри ж онок,
  • ёж - е ж онок, уж - у ж онок,
  • мышь - мы ш онок, индюк - индю ш онок.

Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные - всегда твердые звуки [ж] , [ш] и всегда мягкий звук [ч’] .

Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. выделим корень в слове;
  2. посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
  3. после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок- , после любого мягкого согласного, кроме «ч» , напишем -ёнок -.

Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов «зайчонок» и «бельчонок«.

Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Правописание суффиксов -онок-, -енок-

Знакомство с правилом правописания суффиксов -онок-, -енок-.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -онок-, -енок-»

Зоопарк – это музей живой природы.


Кур в деревне крадёт.

Что за зверь такой лесной,

Встал, как столбик,

И стоит среди травы, уши больше головы?

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала.

Вы разве не знаете папы-

Большого рыжего льва?

У него тяжёлые лапы

И косматая голова.

Работа в группах.

  • Зайчонок
  • Медвежонок
  • Ежонок
  • Лисёнок
  • Лосёнок
  • Львёнок

Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.

Учимся применять правило: -онок- или -ёнок-?

  • Выдели корень.
  • Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  • Если это твёрдый согласный или [ ч´ ], пиши суффикс онок- , если нет, пиши суффикс -ёнок-.

kopilkaurokov.ru

Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-. 2-й класс

Цель урока : сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.

Задачи:

1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;

2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: беседа

Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Звуки с буквами пришли,
Детям знанья принесли.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать, рассуждать!

У: — Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)

У: — Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):

1. Служит для образования новых слов.

2. Стоит после корня, перед окончанием.

3. Обозначается “домиком”.

4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..

5. Суффикс имеет значение.

(Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)

У: — Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,

(На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)

У: — Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?

У: — Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Есть такой чудесный дом,
Много есть животных в нем.
Дарят людям радость, смех.
Этот дом известен всем. (Зоопарк)

У: — Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.

(На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)

У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)

У: — Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.

У: — Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?

У: — С помощью каких суффиксов?

У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

  • Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
  • Заполнение заявлений на оформление банковских карт Общая информация В 2011 году приемная комиссия и бухгалтерия факультета ВМК МГУ при поддержке Вернадского отделения Сбербанка России города Москвы организуют прием заявлений на оформление […]
  • Законы ману даты Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати […]
  • План-конспект урока окружающего мира на тему "Правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами". 1-й класс Цель: познакомить учащихся с основными причинами возникновения пожаров и правилами поведения при […]
  • Правовой статус иностранного гражданина в РФ Чашин А.Н., главный редактор Законно пребывать на территории России иностранный гражданин может в рамках одного из следующих режимов: временного пребывания; временного проживания; […]
  • Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
.

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс : 2

Предмет : русский язык

Программа : УМК «Начальная школа XXI века»

Тема : Учимся писать суффиксы -ёнок- ,-онок-

Тип урока : урок изучения нового материала

Цель : создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок- ,-онок-

Задачи :1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок- , -онок- ;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты :

Предметные : Метапредметные : Личностные :

Организация наблюдения за написанием суффиксов -онок- , -енок-;

Знакомство с правилом написания ;

Отработка алгоритма применения правила.

Познавательные : формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

Применять алгоритм;

Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные :

Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Контроль и оценка учебных действий;

Коммуникативные :

Развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

1)Орг. момент.

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять» !

Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке :

большого

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания .

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания :

Эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

Эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

Эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

Пропишем эти буквы.

Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

-Прочитайте слова :

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

На какие две группы можно разделить эти слова?

Девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

Мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Б…льница

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Мес…ность

Учас…ник

Опас…ность

Проверка : ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

Что объединяет словарные слова?

Что такое имя существительное?

Что вы знаете об имени существительном?

Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

Что такое корень?

Что в себе содержит корень?

Какие еще части слова знаете?

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какую часть слова называют суффиксом ?

Для чего служит суффикс ?

Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

Как образовались эти слова?

Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

Делает разбор по составу,определяем суффиксы .

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам :

Грибок метро водный школа кино день

Проверка : ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Они согласные.

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

Л…сник - лес

В…дичка- воды

Зв…рек- звери

Б…льница- боль

Шу…ка- шуба

Ска…ка- сказывать

Яго…ки- ягода

Тра…ка- травы

Мес…ность - место

Сер…це - сердечный

Учас…ник - участие

Опас…ность - опасаться

Это имена существительные.

Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

Имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Медведь, ворона, заяц.

Это общая часть родственных слов.

Окончание, суффикс .

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Медвежонок, зайчонок, вороненок

С помощью суффиксов .

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс .

Школа грибок метро

День водный кино

II. Операционно-исполнительский

3).Определение темы урока.

Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать ?

Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

Определите тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставим?

Онок-, ёнок.

В суффиксе

-Правописание суффиксов –онок- , -ёнок- .

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок- , ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок– .)

4).Выявление места и причины затруднения

Как мы можем узнать об этом?

Какой путь вы выбираете?

Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок- , а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

Детёныш тигра?

Детёныш моржа?

Детёныш коровы?

Детёныш мыши?

Детёныш лисы?

Детёныш белки?

(Слова появляются на доске)

Давайте побудем в роли исследователей.

Обратите внимание на букву перед суффиксом .

Какой вывод можем сделать?

Вывод :

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок- .

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок- .

Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

– Вывести самим.

Тигренок моржонок

Теленок мышонок

Лисенок бельчонок

Тигрёнок – суффикс –ёнок- , перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок- ?

Можно ли сказать, что суффикс -онок - пишется только после твердых согласных?

Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

Как закрепить полученные знания?

Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, давайте составим алгоритм действий :

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом ;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч"] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч"] – пишу -онок- (волчонок) .

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок- .

Нет, т. к. еще и после [ч’].

Нет, знания надо закрепить.

Тренироваться.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Применение алгоритма : (с комментирование возле доски)

Осленок

Лягушонок

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка : по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – ;

3 ряд – .

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок- ;

2 вариант - выписать слова с суффиксом –ёнок- .

Проверка : один ученик читает, остальные проверяют.

Физминутка

Когда вы слышите слова с

Енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

Молодцы.

4. Игра «Редактор.» - исправить ошибки в словах.

Собаченок, страусенок,

Медвеженок, зайченок,

Барсучонок, орленок,

Оленонок.

5. Составить словосочетания :

Маленький волк

Глупый тигр

Голодный мышь

Разобрать слова по составу. (по рядам)

Составить предложения с полученными словосочетаниями.

1 группа :

Медвежонок галчонок

Барсучонок зайчонок

Тигренок львенок

Поросенок жеребенок

Козленок

Волчонок

Жеребенок

-онок-

Стрижонок, бельчонок,грачонок,индюшонок,

мышонок,скворчонок,

лягушонок.

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

Рысенок,козленок,ребенок,

Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно :

Собачонок

Страусенок

Медвежонок

Зайчонок

Барсучонок

олененок

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Рефлексия

Какую цель вы перед собой ставили?

1. Я все понял, -!

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял - -

Оценивание учителем.

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок .

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок .

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока : создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок

Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

Воспитывать интерес к предмету.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

Ребята,открываем тетради: записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Нн

Народ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?(Объяснение пословиц.)

Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

Молодцы!

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень, окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

Лиса-лисёнок

Коза-козлёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Медведица-медвежонок

Кенгуру-кенгурёнок

Слониха-слонёнок

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-. .

У. – На что он указывает?

Д. – На названия детенышей..

Сформулируёте тему и цели урока. (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4 . Работа в группах .

Проведём исследование, работая в группах.

Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок,кабан-кабанёнок.

Разделите слова на 2 столбика.

Читаем план работы.

План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

(Дети работают в группах- 5-6минут.)

Кто готов представить результат работы группы?

Защита:

ВЫВОД 1:

Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

Кого похвалишь из своей группы?

Можно ли утверждать, что мнения групп одинаковые?

Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

(Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

Проверим правильность наших выводов по учебнику. .

5. Физкультминутка.

6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. (чтение вслух.)

Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? (ТАБЛ,№2)

Теперь, зная правило, что мы можем делать? (писать слова)

Но прежде,чем писать слова,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

Кто знает что такое алгоритм?

Что надо сделать сначала? (выделить корень)

На что обратим внимание потом? (определим, какой звук перед суффиксом)

(Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

8. Закрепление.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Как звучала тема урока?

Какие цели мы сегодня ставили?

Мы достигли цели?

Какое же правило мы вывели? (таблица)

Каков алгоритм применения правила?(таблица)

Какое затруднение у нас возникло? Почему?

Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? (объясняют).

Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Урок окончен.


Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.

Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.

Скачать презентацию

Примеры суффиксов

«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.

«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.

«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.

«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.

Всего в теме 13 презентаций