Упокоение богородицы. Успение Пресвятой Богородицы: значение и традиции христианского праздника

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово « Успение»

« Успение» - это устаревшее слово. Впереводе насовременный русский язык значит « смерть, кончина» .

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Это один издвунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны ссобытиями земной жизни Господа Иисуса Христа иБогородицы иделятся наГосподские (посвященные Господу Иисусу Христу) иБогородичные (посвященные Божией Матери). Успение- Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается вРусской Православной Церкви 28 августа поновому стилю (15 августа постарому стилю), установлен впамять осмерти Божией Матери. Кнему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, построгости сравнимый сВеликим постом. Интересно, что Успение- последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября поновому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа поновому стилю. Унего есть 1 день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Что можно есть наУспение Богородицы

28 августа, впраздник Успения Божией Матери, если онвыпадает насреду или пятницу, можно вкушать рыбу. Втаком случае разговение переносится наследующий день. Авот если Успение выпадает надругие дни недели, топоста нет. В2016 году праздник Успения- непостный день.

События Успения Богородицы

Все, что мызнаем осмерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто изцерковного Предания. Вканонических текстах мынепрочитаем ничего отом, как ипри каких обстоятельствах Богородица отошла коГосподу ибыла погребена. Предание- один изисточников нашего вероучения, вместе соСвященным Писанием.

ИзНового Завета мыузнаем, что Спаситель, распятый накресте, попросил своего ближайшего ученика- апостола Иоанна Богослова- заботиться оМарии: Увидев матерь иученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! Исэтого времени ученик сей взял Еексебе (Ин19:26– 27). После распятия Христова Богородица вместе сучениками своего Сына пребывала вмолитве ипосте. Вдень Сошествия Святого Духа наапостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Вписьменных памятниках начиная сIVвека мынаходим упоминания отом, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (тоесть взята) сземли нанебо. Произошло это так. Затри дня досмерти Богородице явился Архангел Гавриил ивозвестил опредстоящем Успении. Втовремя она пребывала вИерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли еетело вГефсимании, тамже, где покоились родители Богородицы иеесупруг- праведный Иосиф. Нацеремонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. Натретий день после погребения Фома захотел увидеть еегроб. Гроб открыли, нотела Богородицы внем уже небыло- лишь ееплащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения обистории праздника Успения начинаются лишь сконца VIвека. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в592– 602 годы. Скорее всего, доэтого времени Успение было вКонстантинополе поместным, тоесть необщецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIIIв., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу вцентре образа- она лежит насмертном одре, посторонам отнее- плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель сдушой Богоматери, изображаемой ввиде спеленутого младенца.

ВXIвеке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый « облачный тип» . Мыможем увидеть его, например, нафреске изцеркви Святой Софии вОхриде вМакедонии. Вверхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие ксмертному одру Богоматери наоблаках. Самый древний пример « облачного Успения» наРуси- это икона начала XIII века, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. Вверхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба сзолотыми звездами ифигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится вТретьяковской галерее.

Часто уложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

Упраздника Успения есть один день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября поновому стилю. Апредшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Ондлится с14 по27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Еесовершают поподобию службы Утрени Великой Субботы; вовремя нее читают 17-ю кафизму- « Блаженни непорочнии» . Внастоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть вомногих кафедральных иприходских храмах навторой или третий день праздника. Богослужение начинается совсенощного бдения. Навеликом славословии духовенство храма выходит клежащей посреди храма плащанице сизображением Богоматери; кадит ей, апотом обносит еевокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). Инаконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) иотпуст (благословение молящихся навыход изхрама поокончании богослужения).

Стихиры Успения вVвеке написал Константинопольский патриарх Анатолий. АвVIII веке Косма Маюмский иИоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

Врождестве девство сохранила еси, воуспении мира неоставила еси, Богородице, преставилася еси кживоту, Мати сущи Живота, имолитвами Твоими избавляеши отсмерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство ипопреставлении неоставила мира; Тыперешла квечной жизни, Мати Жизни, имолитвами Твоими избавляешь отсмерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу ивпредстательствах непреложное упование/гроб иумерщвление неудержаста: якоже боЖивота Матерь кживоту престави воутробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, вмолениях неустанную ивходатайствах надежду неизменную, гроб иомертвение неудержали, ибо кжизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся вЕеутробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, ивсеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, ивсеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь наУспение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мыпразднуем сегодня престольный праздник наш; мывсе стоим перед единым иединственным Престолом, который существует: престол, накотором восседает Бог наш; но, как сказано вСвященном Писании, Бог восвятых почивает: нетолько всвятых местах, новсердце ивуме очищенных подвигом иблагодатью, вжизни ивсамой плоти святых.

Исегодня мыпразднуем день Успения Святейшей всех святых- Божией Матери. Она уснула сном земли; нокак Она была живой досамых глубин Своего естества, так иосталась Она живой: живой душою, вознесшейся кпрестолу Божию, живой ивоскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь имолится онас. Поистине Она является престолом благодати; вНее вселился Живой Бог, вутробе ЕеОнбыл, как напрестоле славы Своей. Искакой благодарностью, скаким изумлением мыдумаем оНей: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет ЕеЦерковь, прославляя Ееводной изикон,- Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Ночтоже Она оставляет нам? Одну только заповедь иодин дивный пример. Заповедь- теслова, которые Она сказала слугам вКане Галилейской: Чтобы нисказал Христос- тоисполните… Иони исполнили; иводы омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому изнас: пойми, каждый изнас, слово Христово, вслушайся внего инебудь только слушателем, ноисполни его, итогда все земное станет небесным, вечным, преображенным ипрославленным…

ИОна оставила нам пример: оНей говорится вЕвангелии, что каждое слово оХристе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала вСвое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что уНее было…

Станем имыучиться так слушать, как слушают всей любовью ивсем благоговением, вслушиваться вкаждое слово Спасителя. ВЕвангелии много сказано; носердце каждого изнас отзывается тонаодно, тонадругое; иначто отозвалось мое или твое сердце- это слово, сказанное Спасителем Христом тебе имне лично… Иэто слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами иБогом, как признак нашего родства иблизости сНим.

Иесли так будем жить, так слушать, так складывать всердце своем слово Христово, как сеют семя вовспаханную землю, тогда инад нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она кней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе отГоспода… Дабудет это иснами; дабудет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ееединственную заповедь, итолько тогда прославление Еенами вэтом святом храме, который Ейдан вжилище, будет истинным, потому что мыпоклонимся тогда Богу вНей ичерез Нее идухом иистиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

ВУспенском соборе вКремле напротяжении шести веков возводили всан епископов, митрополитов ипатриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами ивчесть побед.

Первое каменное здание собора заложили в1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр икнязь Иван Калита. Вконце XVвека великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился ксередине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся донаших дней росписи ииконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы ипатриарха. Также вXIV- XVII веках Успенский собор вКремле был усыпальницей митрополитов ипатриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения внем вновь начали проводить в1990г.

Успенский собор воВладимире

Успенский собор воВладимире построили в1158– 1160 годах поповелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели избелого тесаного камня, онбыл одноглавым стремя небольшими притворами ибашнями узападных углов.

В1185– 1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы ибашни разобрали изаменили навысокие галереи. Собор перестроили- вчастности, онстал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась донаших дней лишь фрагментарно. Кросписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками всеверной галерее, кросписи 1189- фигуры Артемия иАвраамия вюго-западном углу древней части собора.

В1408 году Успенский собор воВладимире расписали преподобный Андрей Рублев иДаниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции « Страшного суда» , занимавшей всю западную часть храма, иеще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин ииконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся вТретьяковской галерее вМоскве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал повремени сжатвой. Вэту пору года русские крестьяне были заняты науборке урожая. Именно поэтому внародном сознании нацерковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

Увосточных славян кУспению приурочивали так называемые « Обжинки» . Обжинки- праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли « Госпожинки» , « Госпожи» , « Госпожин день» - вэтих словах нашло отражение почитание Богородицы, ккоторой верующие обращаются как кГоспоже, Владычице.

Наследующий после Успения день- 29 августа- отмечали « Ореховый (или Хлебный) Спас» . Его назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи. Кконцу августа начинали также собирать грибы, делали овощные иплодовые заготовки назиму. Старались засеять озимые: « Озимь сей затри дня доУспенья итри- после» .

« Ореховый, или Хлебный, Спас»

« Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения изЕдессы вКонстантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (поновому стилю). Этот праздник приходился напервый день после окончания Успенского поста, тоесть наследующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

« Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи изавершать жатву хлебов.

Проповедь наУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила вИерусалиме, вдоме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил ЕеСам Господь сокреста. Вот приблизилось время переселиться ейвнебесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась нагоре Елеонской, Ей,- рассказывает предание,- явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, иизвестил оЕекончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, иначала готовиться. Кодню Еепреставления, поповелению Божию, чудесно явились вИерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди повсему миру. Они были свидетелями Еемирной, тихой, святой иблаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, вославе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов иправедных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей исославой вознес Еенанебо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! Свозжженными светильниками ипением псалмов апостолы понесли тело Богоматери вГефсиманию, где погребены были Ееродители иИосиф. Неверующие первосвященники икнижники, пораженные величием погребального шествия иозлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг ивоинов, чтобы разогнать провожавших исжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ ивоины сяростью устремились нахристиан, нобыли поражены слепотой. Вэто время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился когробу снамерением повергнуть его наземлю; ноедва коснулся онруками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части ихповисли уодра, асам Афоний упал наземлю скриком.

Апостол Петр остановил шествие исказал Афонию: « Убедись, что Христос истинный Бог» . Афоний тутже исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию сусердной молитвой обратиться кБогоматери иприложить останки рук кчастям, повисшим уодра. Поисполнении этого руки срослись иизлечились, анаместе отсечения остались лишь знаки. Ослепшийже народ ивоины сраскаянием прикоснулись кодру иполучили зрение нетолько телесное, ноидушевное, ивсе сблагоговением присоединились кшествию.

Натретий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, поволе Божией, апостол Фома, ипожелал видеть Еегроб. Поего желанию гроб был открыт, новнем ненашли тела Богоматери. Вечером тогоже дня, вовремя трапезы своей, апостолы увидели ввоздухе Пресвятую Деву нанебесах, живую, сомножеством Ангелов. Стоящая инеизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: « Радуйтесь! Явсегда свами» ; апостолы воскликнули: « Пресвятая Богородица, помогай нам» . Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, ачерез них ивсю Церковь вЕевоскресении. Вподражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын ЕеиБог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами- посещать святые места.»

Успение Пресвятой Богородицы последний Великий двунадесятый праздник православного церковного года, заканчивающегося 13 сентября по новому стилю. Успение Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.), имеет 1 день предпраздненства и 8 дней попраздненства, отдание совершается 23 августа (5 сентября).

Полное его название - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дата Успения Богоматери доподлинно неизвестна, но исследователи предполагают, что к моменту Успения ей было 72 года.¹

Господь Иисус Христос вознесся на небо. Святые Апостолы, исполненные даров Духа Святого, разошлись в разные страны проповедовать Евангелие. Но в Иерусалиме оставалась еще вместе с некоторыми учениками Господа Пресвятая Дева, Матерь его, к которой с благоговением обращались взоры Апостолов и многих тысяч христиан, обращенных ими к свету истины.

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»

Жилище ее было на Сионе, в доме св. Иоанна Богослова, которого усыновил ей сам Божественный Сын ее. Древнее предание повествует, что Богоматерь путешествовала из Иерусалима и в другие города и страны, жила некоторое время в Эфесе, благословила Афонскую гору, посетила Кипр, где св. Лазарь (воскресший из мертвых) был епископом. Христиане видели в ней как бы образ Иисуса Христа, наставницу и пример веры и всех добродетелей.

Пресвятая Богородица до конца жизни земной была Девою не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудренная в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, бодрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедных и убогих, но всем желавшая добра, она имела вид внутреннего и наружного совершенстваАмвросий Медиоланский

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Девы Марии. Благовещение

Наконец настало время, когда и одушевленному Кивоту святыни Господней надлежало быть перенесенным туда, куда вознесся сам Господь. Архангел Гавриил, вручая ей знамение победы над телесной смертью — ветвь райского Финикового дерева, возвестил, что Божественный сын ее зовет ее к себе, в обители Отца небесного. С живейшею радостью приняла эту давно желанную весть Пресвятая Дева. Но, оставляя этот дольный мир, она пожелала еще раз увидеть в нем святых Апостолов и молила об этом Господа.

Прибытие апостолов

Дуччо ди Буонинсенья. Успение. Проводы Марии св. Иоанном

Невидимою силою Апостолы были перенесены из разных стран в Иерусалим к жилищу Приснодевы. Явился и святой Павел, вместе с учениками своими: Иерофеем - дивным, Тимофеем - епископом эфесским и Дионисием Ареопагитом. «Апостоли, от конец совокупившеся, в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими душу Мою» — говорила Пресвятая Дева.

Апостолы проливали слезы. Но пречистая Владычица утешала плачущих, говоря им, что она не оставит их сирыми по своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет “посещати, назирати и вспомоществовати бедствующим” .

День Успения. Вознесение души. Погребение.

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Наступило пятнадцатое августа. Горница Сионская была освещена множеством светильников, наполнена благоуханиями, оглашаема усердными молитвами Апостолов: пречистая Дева Мария ожидала минуты разлучения души ее от тела. Вдруг небесный свет облистал всю храмину, явился сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, взял пресвятую душу Богоматери и вознесся на небо.

Погребение

Апостолы видели теперь пред собою только бездыханное тело Богородицы, сияющее чудным светом, благоухающее ароматами. Оно было перенесено руками Апостолов в Гефсиманию и погребено в той пещере, в которой были погребены праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, и обрученник ее Иосиф.

Воскресение

Карраччи, Аннибале. Успение Пресвятой Богородицы

На третий день после погребения Приснодевы, прибыл в Иерусалим и святой Фома, который, по устроению Божию, не был при ее преставлении. Чтобы утешить сетующего, Апостолы открыли пещеру, где было погребено тело Богородицы,- и не нашли там ничего, кроме ее ризы. Но в тот же день она сама явилась им в небесном сиянии, окруженная сонмом Ангелов.

По окончании вечерней трапезы своей, Апостолы, возвышая хлеб, который отлагали они в честь Иисуса Христа, хотели сказать по обыкновению: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”. Но, увидев Матерь Божию, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам» .

Вот начало, совершаемого и доныне в некоторых монастырях, чина о Панагии (о Пресвятой). Смерть пречистой Девы была сном, после которого Она воскресла и вознеслась на небо. «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо» .

Почитание

Со времени успения и вознесения Божией Матери начинается всемирная слава ее, скрытая до того времени под покровом глубочайшего смирения. Везде, куда достигала проповедь Евангелия, где прославлялось имя Иисуса Христа, там прославлялось и имя Приснодевы Марии.

Святой Вселенский Собор (бывший в Эфесе в 431 году) навсегда утвердил принадлежащее ей наименование Богородицы, или Богоматери. Православная Церковь каждый день во всех своих службах умоляет, благодарит и прославляет Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов.

“Блажим Тя вси роди, Богородице Дево… Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще. День бо и нощь молишися за нас и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются”.

Пресвятая Мария произвела совершенную перемену в судьбе женского пола, возвратив ему значение и достоинство, утраченное грехопадением Евы. В тоже время Матерь Христа - Бога нашего представляет Собою совершеннейший образец христианки..

Она примером своим учит отроковиц благонравию, послушанию, трудолюбию, дев и жен — кротости, целомудрию и благочестию, матерей - истинно материнской любви и преданности, сирых и бедных - терпенью и самоотвержению, великих и славных - смирению.

Древние свидетельства

Хотя телесное вознесение на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа веры, но вся Церковь согласно верит, что она по смерти своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душой. Обстоятельства Успения Матери известны с древних времен.

В IV веке явились два, древних уже в то время, сочинения о телесном переселении Девы Марии на небо, - одно под именем Иоанна Богослова, а другое – Мелитона, Епископа Сардийского, жившего в конце II века. В V веке Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, свидетельствовал пред Императрицей Пульхерией о достоверности этих событий, почерпнутых из древнейших и непреложных источников и преданий.²

Что такое успение

Кончина Божией Матери называется Успением, потому что она святым телом своим как бы уснула на короткое время, и потом, воспрянув от земного сна, вознеслась на небо.

История празднования

Праздник этот Православная Церковь торжествует с древних времен христианства. О нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованного у Гангрийского Собора, бывшего в 361 году, в сочинениях Блаженного Иеронима и Августина, писателей Церкви IV века. В прежние времена у некоторых народов, как то: Галлов, Коптов и Греков, праздник этот отправлялся, вместо 15 Августа — 15 Января.

Но в 582 году, по желанию Греческого Императора Маврикия, он перенесен на 15-е Августа, в уважение того, что в древних календарях он означен в этот день.² Об этом сообщает и Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Церковной истории». По мнению других исследователей, Маврикий приурочил его ко дню своей победы над персами 15 августа 582 г.

Успенский пост

Православная Церковь, благоговея пред днем Успения Божией Матери, подготавливает себя и верующих к достойному памятованию и торжеству этого события четырнадцатидневным постом, который длится с 13(1) по 27(14) августа и уступает по святости (строгости) только Великому посту, превосходя Рождественский.

В течение Успенского поста запрещается вкушение яиц, мясных, молочных продуктов, рыбы и растительного масла (исключение для рыбы только в праздник Преображения Господня 19 августа). Можно есть орехи, мед, хлеб, крупы, фрукты-овощи.

28(15) августа пост заканчивается, если праздник приходится на любой день недели, кроме среды или пятницы. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в этот – разрешается рыба.³

Народные традиции, спожинки

Называли праздник в разных местностях по своему: Большая Пречистая, Первая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, дожинки, обжинки, вспожинки, оспожинки, спожинки, Госпожинки, Госпожин день (возможно, от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы). Третий Спас отмечается на следующий день, 16/29 августа (нов.) – в день перенесения образа Спаса Нерукотворенного.

В старину с приходом оспоженок праздновали окончание жатвы.⁵ В представлении народа, как всегда, одно наложилось на другое – земледельческий и христианский праздники. Земледельческие праздники были связаны с календарными работами деревенских жителей. Их обряды выражали благодарность матушке-земле за урожай и направлены были на получение следующего.

«Дожили, дожили,
Госпожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна проведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!»

М. Стахович. Дожинки. 1821. Фото — wikipedia

  • Устраивали складчину (братчину), пекли пироги из муки нового урожая, варили пиво.
  • Плели венки из колосьев, водили хороводы.
  • В поле, после уборки урожая, вязали последний, именинный сноп, наряжали его, с песнями и плясками несли на господский двор, где помещик угощал своих крестьян и праздновал с ними окончание жатвы.
  • Последний сноп особенно почитался, ему отводилась и особая роль в ритуале. Сноп называли: дожиночный или обжинок, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья (от «спорыш» — двойное зерно, царь-колос — воплощение плодородия), борода, борода Бога или Ильи, Иванушка, Христова рубашка, барин. Его устанавливали на праздничном столе, и после пиршества хранили до нового урожая в Красном углу под образами.
  • С Успения начинается «молодое бабье лето», которое продлится до Ивана Постного, 29 авг. / 11 сент. (народное название дня Усекновения честныя главы св. Иоанна Крестителя)⁴
  • Девушки приглядывались к парням, выбирая женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».

Пословицы, приметы

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Литература:

¹ pravoslavie.ru
² Журнал «Мирской Вестник», 1865
³ Википедия
⁴ А.А. Коринфский. Народная Русь
Сахаров И.П. Сказания русского народа
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
Даль В.И. Месяцеслов — Пословицы русского народа

Информационный отдел Хабаровской епархии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник в православии. Посвящен он представлению (гибели) Матери Божьей и ее вознесению на небеса. Каждый год 28 августа православные верующие идут в церковь, чтобы прикоснуться к истокам. Почему не нужно скорбеть? Потому что смерть – это лишь переход в иной мир. Душа умершего, который вел праведный образ жизни, возносится в Царствие небесное для вечной жизни в счастье и покое.

Так и Дева Мария, закончив свой земной путь и выполнив свое предначертание, отдала свою душу Отцу небесному, Иисусу. На иконах успения пресвятой, посвященных этому событию, можно видеть ангелов и архангелов рядом со смертным одром Богоматери и в центре – Ее Сына с малышом на руках. Младенец символизирует душу умершей Девы Марии. После смерти происходит перерождение для вечной жизни. Поэтому праздник радостный и светлый. Он означает победу жизни над смертью.

Пречистая дева встретила архангела Гавриила по пути на Элеонскую гору, где она часто молилась. Он держал в руке пальмовую ветвь. Как мы знаем, с этим растением посланцы божьи приносили верующим благие вести. В этот раз Весть была о скорой кончине. Богоматерь узнала, что через 3 дня ей предстоит вознестись на небо и встретиться с Сыном своим. Иисус вознесет ее в Царствие Небесное, где мать будет жить вечно.

Вернувшись домой, Дева Мария рассказала о судьбоносной встрече. Затем она написала завещание, в котором указала, что хочет быть похоронена в Гефсимании около своих родителей. Также по завещанию ее ризы отходили бедным прислужницам, которые помогали Деве Марии честно и усердно долгие годы.

Согласно старому стилю, пятнадцатого августа должно было случиться успение богородицы. История праздника гласит, что в эту пору зажгли свечи в храме, где на украшенном цветами одре лежала Богоматерь. В один миг пространство залилось светом и в нем явились все небесные силы вместе с Господом.

Дева Мария возрадовалась, а Иисус обнял ее, произнеся слова одобрения. Тогда Он принял ее душу.

Тело Девы Марии поместили в гробницу, вход в которую завалили огромным камнем. Но через 3 дня апостол Фома стал просить и умолять дать ему возможность проститься с Пречистой. Тогда другие апостолы отодвинули камень и вошли с Фомой в пещеру. На лицах всех пришедших застыло величайшее изумление: на одре лежали лишь ризы, а самой Марии не было. В пещере витал приятный травяной аромат.

Что означает успение божией матери

Издавна праздник успения отмечают в храмах утренними службами, на которые православные приносят семена злаковых культур для освещения. Случалось это после ночных служб, как только всходило солнце.

Народ именовал Богородицу Пречистой, Госпожией. По этой причине праздник успения богородицы носит названия:

  • Госпожин день (Госпожинок);
  • Первая Пречистая;
  • Пасха Богородицы.

В этот день мы, верующие обрели свою заступницу на небесах. В горе и в печали, в страданиях и скорби, молимся мы иконам Богородицы с просьбами о помиловании, прощении, спасении. Просим о здоровье и исцелении. И она помогает всем страждущим, ходатайствует перед Господом о прощении и помощи заблудшим детям Его.

Икона Успение Пресвятой Богородицы чудотворная. Это наиболее сильный образ, у которого молятся о здоровье и помощи. Эта икона наделена властью помощи достойно пройти земной путь и не боятся смерти.

Успение богородицы – 28 августа

В преддверии праздника многие сомневаются, какого числа успение пресвятой богородицы. Ответ прост – 28 августа каждый год неизменно. Именно в это день заканчивается Успенский пост (продолжался с 14 по 28 августа).

В старые времена эту дату праздновали восемнадцатого января. Но император Маврикий приурочил успение богородицы к Дню Победы над персами и перенес дату на 28 августа.

Весь день верующие молятся и радуются. Нет места печали и грусти. Ведь этот день еще раз напоминает о возможности о вечной жизни. Этот день дает еще одну надежду на спасение. Творец вознаграждает праведное поведение. Все мы – дети его. И всем нам уготована вечная жизнь. Нужно лишь прийти к Нему, принять Его, полюбить Его.

земной наш путь – лишь этап перед жизнью вечной. Нужно пройти его достойно, с любовью и верой. Это путь учения, страданий и радости. Добрые поступки и чистые помыслы влияют на вечную жизнь. Она будет у тех, кто раскается в своих грехах и придет ко Христу. Он возьмет в Царствие небесное детей своих.

По Библии, смерть – результат грехопадения первых людей. Непослушание, проявленное Адамом и Евой, привело к их изгнанию из рая, где Господь поселил их навечно. Теперь же людям был уготован земной путь в страданиях, чтобы раскаяться и очиститься для вечной жизни.

Что значит «успение»? Это смерть. Но ее можно победить, открыв свои сердца добру, милосердию и вере. И пример тому – Воскрешение Христа и Успение Богородицы.

Приметы и традиции на день успения

  • Этот праздник проводят в семье. Помогают мамам, родителям. Благодарят их за заботу, молятся иконе успения пресвятой богородицы.
  • Нельзя обувать обновки, чтобы весь год не чувствовать дискомфорт.
  • Нельзя сквернословить и быть в плохом настроении.
  • Запрещено ходить босиком и протыкать землю острыми предметами, чтобы не привлечь неурожай.
  • Поврежденная в этот день нога сулит неудачи и препоны.
  • Хотя церковь однозначно относится к приверженности верующих к обрядам и суевериям. Нельзя верить в нелепые поверья. Есть одна вера: в Господа нашего.
  • Дождливый день успения – к сухой осени.
  • Нужно собирать фрукты и овощи нового урожая, делать заготовки на зиму. Особенно хорош будет засол огурцов.
  • Все готовят праздничные блюда для семейной трапезы в честь праздника успения. Пекут хлеб из муки нового урожая. Кусочек испеченного в праздник успения каравая помещают рядом с образами и хранят весь год. Такой хлеб имеет целительную силу.
  • Подают милостыню и помогают неимущим, заканчивают начатые дела.
  • Юноши, решившие жениться, идут в сваты.

Поздравляем всех верующих с этим светлым праздником и желаем мира, добра и света в душе и в жизни. Любите и будьте любимы. Живите в гармонии и счастье.

(Visited 6 894 times, 1 visits today)

28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Это важный праздник для последователей христиан большей части конфессий, однако католики отмечают его 15 августа по григорианскому календарю. Этот праздник является одним из важнейших в православии.

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Что можно делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы

У предков этот праздник совпадал с жатвой, поэтому последний сноп наряжали в платье и носили с песнями по деревням. Этот сноп назывался дожинкой. После таких шествий сноп нужно было поставить под икону. А потом устраивали очень большой пир, на котором пели, водили хороводы, готовили пиво и медовуху. На следующий день будет Ореховый Спас, поэтому принято на Пречистую собирать орехи и готовить различные зимние заготовки.

Так как этот праздник заодно и окончание Успенского поста, то есть можно почти что угодно. Но жирное и мясное лучше все таки ограничить. Если Успение выпадало на среду или пятницу, то разговение переносили на следующий день.

Можно работать дома и в огороде, делать закатки, заквашивать капусту, заниматься хозяйством. Некоторые деревенские жители считают, что нужно в этот день оставить немножко колосков, так как это поможет повысить урожай в следующем году.


Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы — Видео

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Успение Богородицы – иконы


Молитвы на праздник Успения Богородицы

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.