Владельцу «Домодедово» не разрешили общаться с женой и гулять. Каменщик Дмитрий Владимирович – глава правления группы компаний «ИстЛайн» Дмитрий каменщик какой он на самом деле

Кто-то приходит в бизнес, пройдя тяжелый путь от рабочего до топ-менеджера, кому-то улыбнулась удача, а некоторые зарабатывали свои миллионы долларов в лихих 90-х годах состоя в криминальных структурах. О некоторых миллиардерах известно практически все, а другие тщательно скрывают данные о своей жизни. Наш сегодняшний герой – Каменщик Дмитрий Владимирович, и в этой статье мы рассмотрим, какой он человек, как строил свой бизнес в «Домодедово» и чем занимается в свободное время.

Каменщик Дмитрий Владимирович родился в Екатеринбурге (в советские времена – Свердловск) 26 апреля 1968 году. Родители будущего бизнесмена познакомились еще, будучи студентами Уральского политеха. Мать работала на секретном карто-геодезическом предприятии, а отец в «Уралгипротрансе». В школе Дмитрий учился хорошо и состоял в Свердловском отряде «Каравелла», основанном детским писателем Владиславом Крапивиным. Среди выпускников «Каравеллы» много сотрудников ФСБ, военных, занимающих высокие посты, и знаменитых людей. Намного позже бизнесмен, скажет, что пребывание в отряде положительным образом сказалось на становлении его характера.

После выпуска из свердловской школы №104 Каменщик едет в Москву, где поступает в МЭИ на факультет энергофизики. В такой семье выбор профессии был предопределен. Отучившись всего один курс, Дмитрий в 1986 году призывается на службу в армию. Демобилизовавшись в 1988 году, он недолго проработал в комитете по телерадиовещанию Свердловска.

Каменщик Дмитрий Владимирович

Образование

В 1990 году Дмитрий Владимирович решает все же получить высшее образование и поступает в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет философии, но спустя некоторое время прерывает свое обучение и берет академотпуск. Завершить учебу и получить диплом Каменщик смог только в 2000 году, правда, уже на социологическом факультете и по специальности экономическая социология. Еще через 3 года он успешно защищает кандидатскую диссертацию и ему присваивается степень кандидата экономических наук.

Карьерный рост

Сразу стоит сказать, что свое состояние Каменщик заработал не на природных ресурсах, как большинство российских миллиардеров, а в транспортной сфере. Согласно официальной биографии свой путь в большой бизнес Дмитрий Владимирович начал в 23 года еще во время учебы в институте, для чего ему пришлось временно прервать получение образования. Он познакомился с Антоном Баковым, владельцем турфирмы «Малахит», который создает филиал в столице, обслуживающий польских туристов и занимающийся их перевозкой в Москву или обеспечивая транзит в Индию.

В это московское отделение фирмы Баков приглашает руководителем Дмитрия Каменщика, с которым как оказалось, они учились в одной школе.

Спустя два года основывается фирма «Ист Лайн», профилированная на сопровождение и авиаперевозку различных грузов, в основном из Китая. После получения аэропортом «Домодедово» статуса международного, фирма арендует самолеты, налаживает контакты и организовывает пассажирские и грузовые чартерные рейсы в Польшу и Пекин. Случались в работе компании и нарушения. В Китае арендованные воздушные суда загружались настолько, что летчикам было затруднительно пробраться в кабину, большое количество ввозимых товаров не декларировались или допускались махинации с указанием реального веса, что было характерно для любого бизнеса того времени. Однако, практически все средства, заработанные на подобных грузоперевозках, вкладывались в развитие инфраструктуры предприятия.

В 1993 году на базе «Домодедово» создается несколько фирм, занимающихся предоставлением определенных услуг аэропорту. Также организовывается СП, которое объединило «Ист Лайн» и «Домодедово» и стало заниматься вложениями в модернизацию грузового терминала аэропорта.

Благодаря вложениям в терминал совместное предприятие смогло взять на себя прием основного потока грузов, которые ввозили в Россию «челноки». Постепенно компания завоевывает лидирующие позиции. В 1994 году Дмитрий Владимирович назначается на пост гендиректора, а спустя год он уже возглавляет руководство «Ист Лайн». Через несколько лет практически вся обширная инфраструктура «Домодедово», переходит в собственность Каменщика и его партнеров на условиях 75-летней аренды. В 1998 году Дмитрий Владимирович принимает на себя полное руководство аэропортом «Домодедово».

Система управления, которую внедрил Каменщик у себя в компании, позволила выбиться предприятию на первое место по пассажирским перевозкам в России, а в 2011 году стать одним из крупнейших аэропортов в Европе. Как сообщали в новостях, бизнесмену удалось провести его реконструкцию, не останавливая работу предприятия ни на минуту.

В 2002 году успешный российский бизнесмен Каменщик принимает решение заняться машиностроением. Главная цель – снижения уровня дефицита электропоездов. Поэтому Дмитрий Владимирович покупает практически 99% акций «Демиховского машиностроительного завода», а позднее он становится собственником «Октябрьского электровагоноремонтного завода» и «Центросвар». Однако машиностроительное направление в 2004 году продается.

В том же 2004 году Росимущество открывает дело по оспариванию приватизации «Домодедово», однако спустя несколько лет Высший арбитражный суд РФ прекращает производство по данному делу.

Через восемь лет, после открытия дела, многочисленных проверок и судебных тяжб, Росимущество полностью отказывается от претензий к холдингу Каменщика, но при этом стоимость арены увеличивается в четыре раза.

В 2011 году правоохранительные органы предпринимали попытки выяснить истинного собственника «Домодедово». Миллиардер при этом называл себя не владельцем, а лишь руководителем аэропорта и подтверждал это утверждение контрактом с компанией Airport Management Company Ltd. Однако, при подготовке документации для размещения акций на Лондонской фондовой бирже, на ее официальном сайте было указано, что конечным владельцем «Домодедово» является все же Дмитрий Владимирович Каменщик. Спустя два года бизнесмен официально объявляется единственным собственником, бенефициаром и председателем совета директоров «Домодедово». Сокрытие имен настоящих владельцев Каменщик назвал защитной мерой от различных рейдерских захватов.

В биографии Каменщика имеется период и политической деятельности. В период 2000-2004 гг. бизнесмен входил с Совет по предпринимательству при Правительстве РФ, а также занимал должность советника губернатора МО и председателя Госдумы России.

Материальное благополучие

По последним данным основной капитал Дмитрия Каменщика составляет группа DME – холдинг, в который входит 23 компании с различными направлениями деятельности. Базой холдинга является компания «Аэротрополис» и аэропорт «Домодедово». Группа DME включает в себя различные ТРЦ, гостинично-отельные комплексы, транспортные узлы и бизнес-застройки. Также миллиардер является собственником земельного участка 23 000 га в Домодедовском районе, что по площади составляет четвертую часть территории Москвы в пределах МКАД. Каменщик сейчас живет в особняке площадью 1 675 м 2 , расположенным в Одинцово. Достоверных данных о том, что бизнесмен владеет недвижимостью за рубежом и яхтами, нет.

Согласно престижному рейтингу российской версии журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» в 2018 году Каменщик поднялся на 32 позицию благодаря состоянию в 3,5 млрд. $. Некоторые СМИ приписывали ему близкое соседство и знакомство с бывшим российским премьером Виктором Черномырдиным. Также упоминалось, что бизнесмен владел яхтой, которую перегнал из ОАЭ, чем вызвал зависть со стороны супруги премьера и недолгую опалу. Но впоследствии гнев был сменен на милость и Дмитрий Владимирович с Черномырдиным стали хорошими соседями. Но это лишь из разряда слухов, поэтому за достоверность ручаться не будем.

Личная жизнь и увлечения

Личная жизнь в биографии Дмитрия Владимировича Каменщика закрыта для широкой общественности. По одним данным у него семьи и детей, другие источники заявляли, что у бизнесмена есть жена и сын. В СМИ проскальзывала новость, что у него пятеро детей, но сам Дмитрий Владимирович данную информацию не подтверждает. Хотя во время судебного разбирательства после теракта в январе 2011 года, где бизнесмен и владелец «Домодедово» обвинялся в нарушении правил безопасности приведшему к трагедии, защита просила позволить Каменщику встречи с гражданской женой, которая является матерью его четверых детей.

Российский миллиардер не любит давать интервью и отдает предпочтение времяпрепровождению в покое, вдали от вечеринок и шумного общества. Увлекается кайтингом, подводным плаванием, сноубордингом, несколькими видами боевых искусств и управлением реактивных самолетов.

Сегодня

Сейчас Дмитрий Владимирович Каменщик занимает 32 позицию в рейтинге российской версии престижного журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» и по официальной версии считается одним из состоятельных холостяков. Многие, кто близко знаком с бизнесменом отмечают его блестящий ум, деловую хватку и тяжелый характер. Практические все партнеры и друзья Каменщика говорят о его преданности своему делу.

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Дмитрий Каменщик - бизнесмен, предприниматель, председатель совета директоров группы DME, которая объединяет в себе 23 компании, а также председатель совета директоров аэропорта Домодедово. В рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России», опубликованном в апреле 2015 года, занимает 27 строчку рейтинга с состоянием 3,8 млрд. долларов.

Биография Дмитрия Каменщика

Дмитрий Владимирович Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловске в семье радиофизиков. Детство будущего миллиардера ничем примечательным не отличалось. После окончания школы он поступил в Московский энергетический институт на факультет энергофизики.

В период с 1986 по 1988 год проходил военную срочную службу в танковых войсках. После возращения с армии пару лет проработал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

В 1990 году решил продолжить учебу и поступил в МГУ на факультет философии, правда, через некоторое время ушел в академический отпуск. А в 2000 году закончил обучение на социологическом факультете МГУ по специальности экономическая социология. Через три года защитил в этом же университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

В 2000-2004 годах являлся членом Совета по предпринимательству при Правительстве России. Кроме того, в биографии Дмитрия Каменщика также есть должности советника председателя Государственной думы и советника губернатора Московской области.

Основные вехи развития бизнеса

Свой первый бизнес Дмитрий Каменщик создал в 23 года, когда учился в институте. Тогда же, с однокурсниками основал компанию «Ист Лайн», главным направлением деятельности которой было экспедирование и авиационная перевозка грузов. Офис компании на тот момент располагался в съемной квартире будущего миллиардера, потому что в ней был телефон. Будущий олигарх являлся генеральным представителем этой компании в Москве.

В 1992 году аэропорт Домодедово получает статус международного аэропорта. С этого времени и началось развитие бизнеса Дмитрия Каменщика. Компания «Ист Лайн» стала брать в аренду самолеты и организовала чартеры в Польшу, а затем и в Пекин. При этом, компания занималась как пассажирскими, так и грузовыми рейсами.

В 1993 году на базе аэропорта Домодедово были созданы несколько предприятий. Каждое из предприятий занималось определенным видом услуг, которые предоставлялись аэропорту. В это же время создается совместное предприятие, объединяющее «Ист лайн» и аэропорт, которое занимается инвестициями в грузовой терминал. Через новую компанию начинает проходить основной поток грузов всех российских челноков. Так, постепенно наращивая обороты и расширяя авиапарк, компания выбивается в лидеры. В 1994 году Каменщик занял пост генерального директора, через год стал председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн». Еще через несколько лет весь аэровокзальный комплекс становится собственностью бизнесмена и партнеров. Все, что входит в собственность аэропорта, перешло в долгосрочную аренду «Ист Лайн» на 75 лет.

Уже в 1998 году миллиардер занял пост председателя совета директоров аэропорта «Домодедово».

В 2002 году компания Каменщика стала заниматься машиностроением. Главной целью было снизить дефицит в электричках. Именно поэтому Каменщик скупил практически 99% акций «Демиховского машзавода». Чуть позже был куплен завод «Центросвар» и Октябрьский электровагоноремотный завод. Помимо этого,было создано проектное бюро транспортного машиностроения «НПО Трансмаш».

Правда, уже в 2004 году Дмитрий Каменщик продает собственную авиакомпанию, считая направление уже бесперспективным. В этом же году Росимущество начинает дело по оспариванию результатов приватизации аэропорта, но через несколько лет Высший арбитражный суд прекратил производство по делу. В 2012 году Росимущество и вовсе отказалось от претензий к компании бизнесмена. При этом ставка аренды была повышена практически в четыре раза.

В 2011 году имя Каменщика вновь появилось в прессе. В этот раз скандал был связан с терактом в Домодедово. В этот период правоохранительные органы пытались выяснить, кто же является конечным собственником аэропорта. При этом себя бизнесмен называл не владельцем, а руководителем аэропорта. Свою должность он подтвердил контрактом с Airport Management Company Ltd. Однако назвать конечных владельцев он отказался.

Хотя известно, что в 2011 году во время подготовки к IPO на сайте Лондонской фондовой биржи была размещена информация, что конечным владельцем является именно Дмитрий Каменщик. Через два года Дмитрий Каменщик был официально объявлен единственным владельцем, бенефициаром группы компаний, председателем совета директоров аэропорта Домодедово. Миллиардер назвал сокрытие собственников всего лишь защитой от всяческих рейдерских атак.

На сегодняшний день основным капиталом Каменщика является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний. В основе - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Это индустриальный холдинг, который включает в себя логистические, транспортные узлы, различные торговые центры, гостиничные комплексы и деловые застройки.

Несмотря на всю состоятельность и рост дохода самого бизнесмена, у аэропорта Домодедово по итогам прошлого года чистого отрицательного долга насчитывается больше девятисот миллионов рублей. А основным партнером является Валерий Коган, который занимает должность председателя наблюдательного совета. За 2012-2013 годы Каменщик получил более 19 млрд. рублей дивидендов от владения аэропортом.

Известно, что бизнесмену принадлежит 23 тысячи гектаров земли в Домодедовском районе, что по подсчетам равно одной четверти территории Москвы в пределах МКАД.

Общественная и личная жизнь

Дмитрий Каменщик не женат, детей нет. Хотя некоторые источники утверждали, что у миллиардера есть жена и сын. Сам же он эту информацию опровергает. В свободное время любит заниматься дайвингом, кайтингом и горными лыжами. Также увлекается пилотированием реактивных самолетов и искусством шанги.

Не любит быть на виду, давать интервью, считает себя абсолютно не публичным человеком. Предпочитает тишину и отдых подальше от общества. Может быть, поэтому о владельце аэропорта практически ничего не известно, а его личная жизнь и успехи в бизнесе так и остаются за плотным занавесом. Несмотря на это, Дмитрий Каменщик за последние годы в рейтинге богатейших бизнесменов идет только вверх.

0 26 апреля 2016, 15:38

Александр Мамут, Даниил Хачатуров, Михаил Прохоров

Список мы уже видели, а теперь настало время присмотреться внимательнее к самой интересной категории этого рейтинга — холостякам. Назвать этих женихов прекрасными принцами можно, конечно, только с натяжкой, ведь подавляющему большинству из них уже перевалило за пятьдесят лет, но все равно эти мужчины — по понятным причинам — продолжают оставаться для многих женщин предметом самых страстных мечтаний. Рассказываем о них подробнее.

Михаил Фридман, 51 год и 13,3 миллиарда долларов

Председатель совета директоров LetterOne Holdings не комментирует личную жизнь, но все и так всем известно. С женой Ольгой, с которой бизнесмен вместе учился в МИСиС, Фридман развелся около 10 лет назад, и та сейчас, по слухам, вместе с двумя дочерьми живет во Франции. В свет предприниматель выходит вместе с нынешней гражданской женой Оксаной, от которой у него есть еще двое детей, однако связывать себя узами брака холостяк не спешит.


Михаил Фридман

Дмитрий Рыболовлев, 49 лет и 7,7 миллиарда долларов

Дмитрий Рыболовлев, наверное, женится еще нескоро: бывшая жена и мать его двоих детей при разводе забрала у экс-владельца "Уралкалия" и председателя футбольного клуба "Монако" 604 миллиона долларов. Кому сейчас отдано сердце предпринимателя, страстно увлеченного искусством, точно не известно.


Дмитрий Рыболовлев

Михаил Прохоров, 50 лет и 7,6 миллиарда долларов

Один из богатейших людей страны, политик и владелец баскетбольного клуба НБА "Бруклин Нетс" жениться не собирается — Прохоров убежденный холостяк, что не мешает ему весело проводить время в компании длинноногих симпатичных блондинок.


Михаил Прохоров

Сергей Попов, 44 года и 4,5 миллиарда долларов

Акционер "МДМ Банка" славится эксцентричным и трудным характером и тем, что не любит публичность. Он в разводе, имеет двоих детей и практически не появляется в свете.


Сергей Попов

Дмитрий Каменщик, 47 лет и 2,9 миллиарда долларов

Несмотря на внушительное состояние завидным женихом председателя совета директоров аэропорта Домодедово назвать трудно, так как сейчас он связан с уголовным делом о теракте в Домодедово в 2011 году и находится под домашним арестом. Официально женат не был, но воспитывает пятерых детей.


Дмитрий Каменщик

Александр Светаков, 48 лет и 2,9 миллиарда долларо в

Председатель совета директоров инвестиционной группы "Абсолют" тоже обжегся при разводе — бывшая жена бизнесмена получила 40 миллионов долларов в качестве отступных. С кем сейчас встречается, неизвестно. Активно занимается благотворительностью — например, потратил 800 миллионов рублей на строительство школы-интерната в Подмосковье.


Александр Светаков

Александр Мамут, 56 лет и 2,4 миллиарда долларов

Управляющий акционер Rambler & Co и меценат дважды был женат (причем оба раза на одноклассницах) и воспитывает пятерых детей, двое из которых приемные. После смерти второй жены так в брак и не вступил, хотя крутил романы со многими известными и красивыми девушками — дочерью Павла Чухрая Анастасией и Аленой Ахмадуллиной, например.


Александр Мамут

Данил Хачатуров, 44 года и 1,4 миллиарда долларов

Президент ГК "Росгосстрах" и бывший муж Ульяны Сергеенко сейчас встречается с режиссером Анной Меликян, фильмы которой финансирует, поэтому не то чтобы совсем холостяк. Однако пока эта пара не связала себя официальными узами брака, охотницы за капиталом могут по-прежнему рассматривать Хачатурова как потенциального жениха.


Данил Хачатуров

Олег Бойко, 51 год и 1,2 миллиарда долларов

Президент инвестиционного холдинга Finstar разведен и не имеет детей. Личную жизнь не афиширует, но как-то в одном интервью заявил, что ищет домработницу с обязанностями жены. Что-то нам подсказывает, что желающих много…


Олег Бойко

Аркадий Ротенберг, 64 года 1 миллиард долларов

Владелец заводов-пароходов и близкий друг Владимира Путина был женат дважды, имеет пятерых детей и даже уже внуков. Вновь в брак вступать не спешит.


Аркадий Ротенберг

Николай Максимов, 58 лет и 0,95 миллиарда долларов

Инвестор и совладелец "Макси-Групп" разведен с 2005 года. От первой жены у бизнесмена двое взрослых детей и внуки, также есть сын от гражданской жены и бывшего партнера по бизнесу Оксаны. Она сейчас, между прочим, проходит ответчиком по судебному делу о взыскании 7,3 миллиарда рублей, так как компания Максимова, на которую подан иск, была зарегистрирована на нее, а не на бизнесмена.


Николай Максимов

Сергей Гордеев, 43 года и 0,9 миллиарда долларов

Увы, и снова мало что можно сказать о личной жизни ГК "ПИК": не женат, детей нет. Порой складывается ощущение, что в жизни Гордеева только одна страсть — искусство: увлекается архитектурой, учредил фонд "Русский авангард", поддерживает театр и мечтает превратить Пермь в культурный центр страны.


Сергей Гордеев

Источник Forbes

Нынешний председатель совета директоров акционерного общества «Аэропорт «Домодедово» Дмитрий Каменщик заработал миллиарды, занимаясь нехарактерным для большинства российских олигархов делом ─ логистическими услугами. Последние годы его капитал оценивался примерно в $3 млрд, что позволяло ему уверенно находиться в 3-ем десятке самых богатых людей России. Он не принадлежит к числу тех бизнесменов, которые себе на пользу эксплуатировали природные недра, еще раз подтверждая убогое реноме России, как исключительно сырьевого придатка для экономически развитых стран мира.

Дмитрий Каменщик начал в логистике с абсолютного нуля и шаг за шагом упорно осваивал науку эффективной организации перевозок по воздуху. Интересно, что в одно время с ним этим же бизнесом занялся еще один россиянин, получивший через полтора десятка лет всемирную известность. Его зовут . В 2012 году он осужден в США на длительный срок заключения, как крупнейший в мире нелегальный торговец оружием и враг всего человечества. История бизнеса Дмитрия Каменщика и Виктора Бута имеют многие схожие черты, но абсолютно разные финалы.

Дмитрий Каменщик окончил Московский энергетический институт, после чего отслужив положенный срок в танковых войсках, устроился работать в Свердловский комитет по телевидению и радиовещанию. Виктор Бут с младых лет выбрал путь кадрового военного. Он выучился на военного переводчика, но его больше влекло небо. В 1991 году Дмитрий Каменщик устроился на работу генеральным представителем авиакомпании «Ист Лайн» в Москве. Одновременно с ним, Виктор Бут занялся авиаперевозками, открыв фирму в Нидерландах и начав брать в аренду российские транспортные самолеты.

«Фирма «Ист Лайн» займется арендой транспортных воздушных судов ИЛ-76 у Домодедовского производственного объединения гражданской авиации только через 2 года. В 1994 году Каменщик выкупил ее за довольно смешную даже по тем безденежным временам сумму $10 тыс у прежнего хозяина свердловского предпринимателя . По документам учредителем «Ист Лайн» с самого начала являлась люксембургская компания Lexadmin Trust reg.

Стратегические направления Каменщика и Бута к тому времени сильно разойдутся. Бут во всю силу приступит к покорению Африки, начав перевозить без разбора любые грузы, включая оружие, а Дмитрий Каменщик сосредоточится на маршрутах и товарах, которые «оружейный барон» ранее полностью отработал. «Ист Лайн» занималась организацией чартерных рейсов в Китай, Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, перевозивших российских «челноков» и их грузы ширпотреба.

Уральская братва

Виктор Бут на стартовом участке бизнеса все же выглядел несколько самостоятельнее Дмитрия Каменщика. Ему никто не помогал. Успешное внедрение Каменщика в тему грузоперевозок произошло не без посторонней помощи. В первую очередь ему посодействовал родной отец ─ заместитель начальника ГУВД Свердловской области.

В перестроечные годы в Свердловске успешно завершилось формирование одной из первых крупных ОПГ ─ . Дальновидная часть криминалитета сразу поняла необходимость дальнейшего перехода в легальный бизнес. Перевозка огромных потоков импортных товаров, подпитывающих многочисленные розничные рынки страны, могла принести неплохие барыши.

Сейчас уже не определить от кого шла инициатива, но уральская братва командировала в столицу уполномоченного представителя, обязанного следить за пошаговым выполнением утвержденного бизнес-плана. Покровители Каменщика обеспечивали начавший стремительно развиваться бизнес деньгами на оперативные расходы.

Обычно, таким термином в их среде назывались взятки должностным лицам. Совместными усилиями главы компании, его покровителей и лоббистов из чиновничьей среды перевозка грузов с использованием компании «Ист Лайн» стала для «челноков» экономически выгодной. Помимо быстрого оформления документов на таможне компании Каменщика был предоставлен льготный тариф таможенных сборов.

Шила в мешке не утаишь. Несколько самолетов, арендованных компанией, были арестованы сотрудниками ФСБ, но по звонку сверху начавшее набирать обороты расследование заглохло.

Приватизация Домодедово

Дмитрия Каменщика быстро не устроило положение обычного подручного у криминала. Он решил начать собственную сольную партию. Его привлекла инфраструктура аэропорта Домодедово, куда он постепенно начал внедряться. Сам аэропорт имел статус стратегического объекта, что весьма затрудняло процедуру взятия его под полный контроль. В 1998 году Дмитрий Каменщик взял в аренду сроком на 75 лет взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэродрома, но это стало только началом. Дальше все хозяйство Домодедово было разбито на 8 дочерних фирм. Их приватизацию, руководствуясь статусом объекта, запретило Росимущество, но подчиненная ему структура Мособлимущество предпочло нарушить решение вышестоящего органа и дало добро на переход в частные руки.

Через несколько последовательных ходов в Московском транспортном авиаузле появился первый аэропорт, принадлежащий частному лицу. В 2004 году Дмитрий Каменщик позволил выкупить большую часть акций компании «Ист Лайн» бывшему члену правительства России Олегу Сосковцу, что позволило ему полностью сосредоточиться на наземном бизнесе.

В 2002 году для ускоренного развития железнодорожной сети аэроэкспрессов, перевозящих пассажиров, Дмитрий Каменщик принял решение о приобретении 98% акций Демиховского машиностроительного завода, выпускающего вагоны для скоростных составов электричек. Дальше он организовал группу из 23-х компаний, обеспечивающих жизнедеятельность аэропорта и объединенных в единый пул ─ DME.Ltd, также полностью принадлежащий ему. Конечной целью преобразований, затеянных владельцем Домодедово, стало создание в округе индустриального кластера под названием «Аэротрополис». В 2004 году Росимущество, вспомнив о ранее принятом решении по запрету приватизации, попыталось оспорить право Каменщика на собственность. В этом вопросе разбирался суд и все оставил, как есть.

Редко какому российскому олигарху удается избежать публичных скандалов и неприятных вопросов со стороны органов правопорядка. Не миновала сия участь и Дмитрия Каменщика, причем повод для возбуждения в отношении его уголовного дела оказался довольно необычным. В январе 2011 года , устроенный террористами из преступной организации «Имарат Кавказ». Организаторы теракта были выявлены ФСБ и осуждены через 2 с лишним года.

Казалось печальная страница в истории аэропорта была навсегда закрыта, но абсолютно неожиданно у Следственного комитета появилась масса вопросов к его единственному владельцу. В феврале 2016 года Дмитрий Каменщик даже попал под домашний арест, длившийся в общей сложности 5 месяцев. Следователи инкриминировали ему обвинение в том, что он ответственен за выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть 2-х и более лиц.

В результате подрыва «пояса смертника» в Домодедово погибло 37 российских и иностранных граждан, а еще 172 человека получили ранения различной степени тяжести. Причина столь тяжелых последствий взрыва, по мнению специалистов, крылась в том, что в аэропорту были ослаблены меры безопасности. Конкретно ─ руководство компании в лице Каменщика распорядилось провести сокращения численности сотрудников службы безопасности. В результате террористы спокойно смогли проникнуть внутрь аэровокзала с взрывным устройством. Охранники аэропорта просто физически не могли справляться с поступающим потоком пассажиров. Речи об их халатности даже не возникло.

Дмитрий Каменщик оправдывался тем, что в Домодедово была принята новая технология досмотра, соответствующая всем международным стандартам безопасности. Никакой самодеятельности от него не исходило. К тому же к каждому пункту первичного досмотра были прикреплены сотрудники МВД, которые по действующему в России законодательству обладают исключительными правами проводить личный досмотр граждан. Вину, если она и была, необходимо разделить между собственной службой безопасности и МВД. В сентябре того же года после некоторого раздумья СК РФ прекратил дальнейшее расследование.

Сам Дмитрий Каменщик считает, что домашним арестом на него пытались оказать давление, стремясь добиться согласия от владельца аэропорта на участие в проекте интеграции всех 3-х московских аэропортов в единый комплекс. Первым шагом на этом пути должна была случиться реприватизация Домодедова, которая не могла устраивать его собственника. Дмитрий Каменщик утверждал, что ему периодически приходится отражать атаки на его владения. Осенью 2011 года, незадолго до теракта он даже был морально готов продать свое детище, но вышла заминка с покупателем, а потом прогремел взрыв, несколько отвлекший внимание от сделки.

Опыт Дмитрия Каменщика по управлению крупным аэропортом, а особенно извлеченные из этого занятия прибыли сподвигли российского олигарха обратить внимание на другой московский аэропорт Шереметьево. Не исключено, что вторыми воздушными воротами в столицу, принадлежащими частному лицу, станет именно он. В негласном соревновании двух отечественных коммерсантов, поставивших на логистику, верх взял более осторожный Дмитрий Каменщик, в какой то момент жизни вернувшийся с неба на землю. Виктор Бут пошел рискованным путем и проиграл.